- у В.С. Безруковой эстетическая культура – это определенный уровень развитости вкуса молодого рабочего, сочетающего в себе диапазон чувств, объем знаний и осмысленных действий по удовлетворению своего интереса, своей потребности;
- М.А. Верб понимает эстетическую культуру как интегральное личностное образование, совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании, а ее сущность – в присвоенном наборе стереотипов отношения к красоте, в готовности и способности к художественно-эстетическому восприятию и творчеству;
- Л.Л. Литвиненко утверждает, что эстетическая культура – это сознание (чувства, вкусы, идеалы, потребности, интересы), культура тела (телесная гармония), культура речи, движений, жестов, мимики и т.д.
- В.А. Сластенин связывает формирование эстетической культуры с целенаправленным развитием способности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности, предусматривая выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивая возникновение чувства наслаждения от того, что является эстетически ценным.
- И.П. Подласый считает эстетическую культуру критерием эстетической воспитанности личности и связывает ее становление с «эстетическими (художественными) делами», доминирующая цель которых – формирование эстетического отношения к жизни: труду, общественной деятельности, природе, искусству, поведению, а главные задачи эстетического воспитания – формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей ;
- И.Ф. Харламов связывает сущность эстетической культуры учащихся с развитием способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработкой эстетических понятий, вкусов, идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства;
- А.М. Столяренко полагает, что эстетическая культура – культура восприятия, оценки, любования человеком, подлинно прекрасным не только в живописи, музыке, природе, но и в поступках людей, их внешнем облике, труде, быте.
Современная эстетическая культура – это культура диалога, а не монолога, ориентированная на настоящее и будущее, на самоценность человека как уникальную личность.
В 90-е годы двадцатого века эстетическое воспитание было отодвинуто на второй план это было обусловлено переменой в политических взглядах и экономическим упадком. Отвержение эстетического восприятия явилось одним из факторов увеличения процента криминализации. В последние годы эстетическое воспитание вновь приобрело актуальность. Многие театры несут свою эстетику молодому зрителю посредствам адаптации классических произведений под нынешний темп жизни и веяния моды, но при этом, не изменяя сути этих произведений, призванных нести зрителю культуру отношений. Важно отметить, что театр сегодня разный. Ряд театров ориентирован на изысканную элитарную аудиторию, на подготовленного зрителя, способного оценить экспериментальные решения и экстравагантные новшества. Есть театры, стремящиеся к непременному успеху у массового зрителя. У сегодняшнего человека есть выбор социально-культурного поведения, а у сегодняшнего зрителя есть выбор театра.
Таким образом, проведенный анализ понятий «эстетическая культура личности» позволил нам определить данное явление с точки зрения его содержания и функций в контексте нашего исследования. Наиболее полно отражает смысл данного понятия следующая точка зрения: эстетическая культура человека является стержневым, базисным свойством личности, позволяющим ей полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его создании. Взаимосвязь эстетической культуры с общей культурой и другими сторонами духовного, физического облика индивида носит особый характер. Не являясь в строгом смысле частью или структурным компонентом общей культуры, эстетическая культура может рассматриваться как ее качественная характеристика, грань, аспект каждой стороны поведения и деятельности. Сущность эстетической культуры человека не в наличии набора стереотипов отношения к красоте, а в готовности и способности к художественно-эстетическому восприятию, переживанию, творчеству.
Педагогические заметки:
Психологические предпосылки использования нестандартных логических задач на
уроке математики в начальной школе
Среди первоклассников в среднем 15 – 20% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника, иначе говоря, вхождение в школьную жизнь для них затруднено. Школьная жизнь воспринимается ими, прежде всего, с формальной стороны, а содержательные стороны учебной дея ...
Контроль как звено учебного процесса. Объект и функции контроля
Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны. Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в с ...
Онтогенез формирования моторной сферы у детей в норме
В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. И. П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие "центров" речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскол ...