Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности

Информация о педагогике » Театр как средство эстетического воспитания студентов » Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности

Страница 4

В свою очередь уровень эстетической культуры того или иного человека, возможно, выявить, исследуя не только уже имеющиеся знания и навыки в данной сфере, но и желание к приобретению дополнительных знаний и навыков, а также проявления себя в творчестве.

Таким образом, можно говорить о том, что структура эстетической культуры включает в себя: театрально-эстетическую мотивацию, театрально-эстетические знания, интеллектуально-эмоциональную воспитанность и творчество, как опыт театрально-эстетической деятельности.

В данном контексте следует понимать мотивацию, как побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность; знания, как совокупность представлений и понятий человека о предметах, явлениях и законов действительности формируемых в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования и жизненного опыта; умения, как освоенные субъектом способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков; творчество, как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Говоря об эстетической готовности, следует понимать ее как одну из составных частей формирования личности. Личность – это человек, интегрированный в культуре, находящейся в диалоге с ней. В современных условиях наиболее престижными свойствами человека культуры является свобода, духовность, гуманность, творчество, поэтому личность в современном представлении – это человек свободный, духовный, гуманный, творческий, способный к нравственному выбору и ответственному поведению[3]. Личность целостно воспринимает, осознает себя в этом мире как «Я». Путь к творчеству студентов начинается с осознания, а главное, с создания «Я-концепции» творческого саморазвития.

Стартовый уровень развития личности в нашем исследовании мы определили как «Я-потенциальное». Под «потенциальным» понимаются свойства, возможности личности, которые могут осуществляться и быть реальностью только при определенных условиях. В процессе включения студента в творческую деятельность основным проявлением и выражением творческого развития становится проблемность, желание узнавать, открывать «Я-потенциальное». Личность начинает верить в свои силы, творческие возможности: «Я смогу!».

Понятия "развитие" и "формирование" взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Существуют различные трактовки этих категорий. Л.Д. Столяренко утверждает, что развитие – это объединенный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, выделяя физическое, психическое, социальное и духовное развитие. В то же время исследователь отмечает, что "развитие личности" осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

И.П. Подласый фиксирует внимание на "развитии личности" как на сложном процессе объективной действительности, ее дифференцированных составных компонентах – физических, психологических, духовных, социальных и др. Под "формированием" ученый понимает процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.

В.И. Смирнов объясняет понятие "развитие" как процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная сфера, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов; "формирование" – как процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитание).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Становление ценностных семейных отношений между родителями
Появление ребенка, даже желанного, предъявляет к родителям серьезные требования. Ребенок полностью меняет прежний ритм жизни родителей и отнимает то время, которое они раньше посвящали друг другу. Те супруги, которые еще до рождения малыша смогли установить спокойные, здоровые отношения, легче спра ...

Характеристика особенностей подросткового возраста
Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства. Вступление в мир взрослых. Первый из этих моментов с ...

Определение игры как вида человеческой деятельности
Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправл ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru