Основные моменты проведения интегрированных уроков по биологии на тему «Структурная организация живой клетки» в 9 классе

Информация о педагогике » Интегрированный урок биологии и химии на тему "Структурная организация живой клетки" » Основные моменты проведения интегрированных уроков по биологии на тему «Структурная организация живой клетки» в 9 классе

Страница 1

Изучая строение и состав клетки, школьники узнают, что они имеют сложное строение. В состав каждой клетки, а значит, и в состав каждого органа и всего растительного и животного организма в целом входят вещества из окружающей среды. При усвоении материала о физиологических процессах, протекающих в клетке (питание, дыхание, рост, деление и выделение), учащиеся получают представление о единстве процессов, происходящих в клетке и в организме в целом, об их связи с процессами, свойственными неживой природе.

Усвоение фактического материала о клетке – мельчайшей составной части любого растительного организма в курсе ботаники и животного – в курсе зоологии, дает возможность формирования у учащихся понимания взаимосвязи растений и животных с окружающей средой, материальной основой процессов усвоения и выделения веществ растениями и животными. Все это важно для последующего понимания учащимися материала о характере причин исторического развития органического мира, приспособленности живых организмов к условиям существования.

Изучение строения растительной и животной клетки, их сравнение дает представление о том, что животные и растения тесно связаны как части живой природы, что это две ветви развития органического мира, характеризующиеся общностью происхождения.

Усвоение такого сложного материала, как строение, функции клетки – является основой мировоззренческого вывода о том, что живая клетка, ткань и живой организм состоят из химических элементов и веществ, входящих в состав окружающей среды, это живая и неживая части природы; животные, растения и человек, находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии .

В связи с выше сказанным, можно заключить, что представление учащихся о материальном единстве мира, о естественной закономерности и причинной обусловленности жизненных процессов, расширяется и углубляется на основе изучения строения и состава клетки растительного и животного происхождения, а также функций ее органоидов.

На заключительном этапе работы понятие «клетка», знания о ней, обобщаются как о структурной единице и о единице жизнедеятельности и развития всех живых организмов. Знакомство учащихся с химической организацией клетки, строением и функциями клетки, процессе деления позволяют понять, насколько сложно строение клетки как элементарной живой системы, насколько многообразны виды жизнедеятельности, которые в ней осуществляются. Однако во всех этих процессах клетка представляет собой единое целое.

При изучении темы раздела биологии «Структурная организация живой клетки», учитель может использовать на интегрированных уроках различные приемы воспроизведения опорных знаний из других предметов: напоминание учителя или сообщение ученика по специальному заданию; домашнее задание группе школьника на повторение опорного материала из другого предмета; повторительная беседа по вопросам с акцентом на необходимость вспомнить знания из определенного курса; использование наглядных пособий (таблиц, приборов, химических веществ) из другого предмета; использование таблиц, обобщающих знания из некоторых предметов по определенным вопросам. Например, при изучении химического состава, функций клетки и организма, а также обмена веществ, активизации мышления и интереса учащихся способствуют таблицы «Вода» и «Кислород и азот»

Исходя из выше сказанного, можно заключить, что интеграция материала разных предметов по исследуемому вопросу - эффективное средство формирования у учащихся умения обобщать материал с позиций общих естественно-научных понятий, умений в частном видеть общее и с позиций общего оценивать частное.

Этапы проведения эксперимента

1 этап. С целью определения успеваемости учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов МОУ СОШ №20 г. Крымска по биологии и химии нами были проанализированы четвертные оценки школьников по данным предметам. Итоги представлены в таблицах 2 и 3 (см. Приложение 2). Полученные данные показывают общее количество учащихся в классах и количество школьников, окончивших четверть с отметками «2», «3», «4» и «5». Эти результаты нами были использованы для определения показателя успеваемости учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов по биологии и химии до эксперимента, % (см. Рисунки 1-2). Расчет был произведен следующим образом (см. Приложение 3):

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Планировка учебной мастерской
Планировка – это расположение оборудования, средств оснастки и обучения в помещении учебной мастерской. Устройство мастерских подчиняется в первую очередь учебно-воспитательным целям. Площадь и санитарно-технические нормы учебно-производственных мастерских устанавливаются нормативами в зависимости ...

Межличностные отношения в педагогическом процессе, их диагностика и проектирование
Образовательный процесс представляет собой многоплановую сферу взаимодействия. Это и собственно учебное взаимодействие ученика и учителя, и взаимодействие учеников между собой, и межличностное взаимодействие, которое по-разному может возбуждать учебно-педагогическое взаимодействие. В настоящее врем ...

Обоснование методики коррекции осанки у умственно отсталых детей на занятиях ЛФК
Во время педагогического эксперимента проводились занятия по лечебной физической культуре два раза в неделю у УО детей 7-8 лет с применением экспериментальной методики коррекции осанки. Экспериментальная методика состояла из комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки, кот ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru