Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности

Информация о педагогике » Театр как средство эстетического воспитания студентов » Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности

Страница 2

Поскольку культура по своей природе является эстетико-художественным феноменом, в котором особое значение приобретает стремление человека к красоте, эстетическая культура является составной частью культуры как "совокупности эстетических ценностей, способов их создания и потребления" . В структуру эстетической культуры входят эстетическое сознание людей, эстетические моменты различных видов деятельности и эстетическое воспитание. В.А. Разумный утверждает, что суть эстетического воспитания в активном, целенаправленном формировании и совершенствовании системы эстетических потребностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую обобщенно принято называть эстетической культурой. Особое место в ней занимает художественно-эстетическая деятельность людей. В понятие эстетической культуры входят представления о красоте, средствах и формах их воспитания и воплощения [20].

Эстетическая культура человека – это в первую очередь культура чувственного освоения мира, включающая в себя два аспекта, соответствующих двум органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека. Материальная культура охватывает всю сферу деятельности человека и ее результаты (орудия труда, процесс труда, одежда, жилище и др.). Духовная культура охватывает сферу сознания (политика, право, философия, эстетика, искусство, религия и др.). Материальная и духовная культуры связаны между собой.

Что касается понятия "эстетическая культура личности" (индивидуальная эстетическая культура), то оно пока не нашло адекватного раскрытия. У.Ф. Суна, А.В. Пирадов обоснованно соотносят эстетическую культуру личности с эстетической культурой общества, подчеркивая социальную обусловленность индивидуальной эстетической культуры человека. Однако истолкование этого понятия у них неоднозначно. Так, по мнению У.Ф. Суны, личная эстетическая культура есть мера освоения человеком эстетических ценностей и мера его участия в их создании . Несколько иного мнения придерживается А.В. Пирадов, который выделяет и анализирует в структуре индивидуальной эстетической культуры ряд личностных свойств, без которых невозможно активное участие человека в эстетическом познании и творчестве. С.М. Каргапольцев утверждает, что содержательные сферы формирования эстетической культуры личности могут быть связаны с уровнями проявления эстетического как выразительного.

Характеризуя место индивидуальной эстетической культуры в духовном облике человека, Л.П. Чурина справедливо полагает, что эстетическую культуру нельзя себе представить как простую составляющую общей культуры личности. Это как бы суммированный показатель, высший эталон всех сторон личной культуры.

Эстетическая культура человека основывается на его мировоззрении, на его нравственных устоях и находит свое реальное выражение в его облике, в его поступках, в определенных формах поведения, в вещах, которые он использует, которыми он себя окружает.

В научной литературе даны теоретические основы процесса формирования эстетической культуры, выделены ее специфические признаки:

- Н.Н. Румянцева определяет эстетическую культуру как культуру быта, которая складывается из представлений о красоте, одежды, жилища;

- А.С. Егоров считает, что постижение эстетической культуры идет через культуру труда, производство ритмов и режимов в работе;

- Н.В. Савин рассматривает эстетическую культуру как формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека к прекрасному в искусстве, природе, труде, общественной жизни и поведении людей;

- А.В. Пирадов выделяет в эстетической культуре ряд личностных свойств, без которых невозможно активное участие человека в эстетическом познании и творчестве ;

- В.Н. Липский считает, что эстетическая культура – один из компонентов духовной культуры, это единство чувств, вкусов и идеалов, которые материализуются в процессе преобразования мира по законам красоты, это культура чувственного освоения и преобразования мира в соответствии с созданными определенным обществом возможностями для максимального раскрытия сущностных сил человека, поэтому эстетическая культура носит конкретно-исторический характер;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора
Так как в фольклоре имеет место сотворчество множества певцов и рассказчиков, то на первый план выдвигается не только отдельные изменяющиеся произведения – результат работы многих людей, но и то общее, что объединяет отдельные произведения в группы – жанры. Особенности жанра сохраняются каждым твор ...

Участие в трудовых делах семьи, как осознанная необходимость
Трудовое воспитание в семье есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего ...

Основные положения системы упражнений
Развитие умения воспринимать устную речь на слух является существенной частью любого вида работы, проводимой в устной форме. Следовательно, необходимо проводить обучение учащихся аудированию. Так как понимание на слух устной речи на иностранном языке умение достаточно сложное, то требуется целая си ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru