Профессиональная и общекультурная подготовка, полученная в педагогическом училище,— основа, которую в последующем необходимо обогащать знаниями в области искусства, умениями и навыками в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Важно углублять знания и по методике руководства изобразительной деятельностью. Чем глубже воспитатель понимает искусство, чем лучше владеет методикой работы с детьми, тем выше его педагогическое мастерство, тем больше знаний, навыков он передает детям.
Кроме непосредственного знакомства с произведениями искусства, полезны чтение специальной художественной и периодической литературы, прослушивание тематических радиопередач, просмотр телевизионных программ. Выставки картин, посвященные творчеству одного художника или целого направления, знакомство с памятниками архитектуры города (края) дадут возможность узнать новые произведения, новые имена, повысят общую культуру.
Пропагандистом искусства в детском саду может стать именно воспитатель. Организованные им лекции и выставки, несомненно, вызовут интерес и у сотрудников, и у родителей. Это — с одной стороны, с другой — повысят его авторитет.
В тех городах, где есть университеты культуры, педагог активно включается в их работу.
Углубленное изучение искусства откроет новые возможности в работе, поможет сделать ее более содержательной, яркой, творческой, поможет по-новому подойти к решению задач, возникающих в процессе работы с детьми по изобразительной деятельности.
Знакомство с выставками, картинными галереями хорошо связать с изучением искусствоведческой литературы по данному вопросу. Это углубит знания, поможет проникнуть в сущность произведения, правильно его проанализировать.
Не менее полезно участие в специальных кружках и студиях. В методических кабинетах работают семинары по рисованию и лепке. Программа их строится с учетом специфики детского сада. Если нет возможности посещать кружки, студии, семинары, необходимо работать самостоятельно. Неоценимую помощь окажут книги-самоучители по рисованию и скульптуре, например «Школа живописи».
Работа с детьми требует постоянного углубления знаний по педагогике и психологии. Советская педагогическая и психологическая наука с каждым годом развивается; совершенствуются приемы обучения детей рисованию, лепке, аппликации. Специальные семинары при методических кабинетах, ежегодно организуемые педагогические чтения, конференции — вот практическая возможность пополнить свои знания. Обычно доклады воспитателей чаще всего освещают конкретный вопрос (например: «Значение овладения умениями и навыками для развития изобразительного творчества детей шестого года жизни», «Занятия декоративной лепкой в подготовительной группе»). Для участия в педагогических чтениях и конференциях педагог выбирает интересующий его вопрос, советуется о том, как построить работу с заведующим детским садом, в методическом кабинете или педагогическом училище. Обобщив свой опыт, он может выступить с докладом на конференции .
Итак, работа по расширению и углублению знаний разнообразна, формы ее доступны каждому воспитателю.
Итак, в формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Такое руководство возможно в том случае, когда воспитатель знает, чему и как (программное содержание и методика) учить детей, имеет необходимую подготовку в области искусства, сам владеет изобразительными навыками и умениями. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он прежде всего обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения. Всe эти вопросы раскрываются применительно к каждому виду деятельности: рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Основная мысль процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающей жизни, произведений литературы и искусства.
Педагогические заметки:
Значение личного примера руководителя, наставника в
индивидуально-воспитательной работе с сотрудниками ОВД
Один из ведущих методов индивидуального воздействия - это личный пример руководителя, наставника. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что влияние личности воспитателя составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний ...
Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и распознавание речевого сообщения на слух. В условиях естественного речевого общения удельный вес этого вида речевой деятельности очень велик, если иметь в виду воздействие на современного человека таких средств массово ...
Содержание понятия "самоконтроль поведения"
Самоконтроль поведения - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль проявляется всякий раз, когда "данное поведение человека имеет меньшую вероятность проявления с точки зрения его предыдущего поведения, чем другая возможная реакция&q ...