4. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребёнком определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребенка. Система отношений ребенка с близкими, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развитие человека.
5. Принцип учёта эмоциональной сложности материала. Этот принцип говорит о том, что проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно начинаться и завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
6. Принцип безоценочности и сниженной критичности. Осуществление данного принципа может считаться важнейшим условием продуктивной работы группы. Пример ведущего, не дающего оценок и не поддерживающего обвинения участников по отношению друг к другу, может оказаться действенным в обеспечении эффективности работы. При этом постоянная готовность ведущего к открытому общению и способность оставаться самим собой, чрезвычайно существенны для успеха группы.
7. Принцип сотворческой позиции ведущего. Его принятие связано с проблемой выбора позиции ведущим, которая обеспечивала бы максимальные возможности для развития остальных. Успешный ведущий – это человек:
а) обладающий новой и неизвестной информацией;
б) эмоционально привлекательный, способный вызвать симпатию;
в) реализующий институциализированную роль.
Компетентность ведущего проявляется в оказании своевременной информационной, эмоциональной и психотерапевтической поддержки группе в целом и отдельным её участникам.
В структуру каждого занятия включены: упражнение на групповое сплочение; игры и упражнения на овладение новыми умениями (отработка темы занятия).
В программу развивающих занятий, обоснованно включены элементы психогимнастики.
М.И. Чистякова отмечает, что нарушение выразительной моторики заслуживает особенно пристального внимания потому, что неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей со сверстниками и взрослыми .
При использовании элементов психогимнастики в программе основной акцент сделан на:
– обучение выразительным движениям;
– развитие поведения с помощью ролевых игр; тренировке психомоторных функций;
– обучение саморасслаблению.
В конце каждого занятия проводилась релаксация.
Помимо психологической атмосферы комфорта и доверия участников к социальному педагогу, порождаемой поведением самого педагога, важным является выполнение правил групповой работы:
– Дети рассаживаются по кругу или в полукруг.
– Каждому предоставляется возможность участвовать.
– В каждый момент времени может говорить только один человек, можно по очереди.
– Каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в работе без угрозы стать объектом критических нападок.
– Никто не может быть принужден к участию, если действительно не хочет, но каждому предлагается участвовать.
– Все, что обсуждается во время тренинга, считается конфиденциальной информацией.
Целью первого занятия явилось развитие способности слажено работать в группе, классе. Ребята вели себя скованно, застенчиво. Некоторые не хотели выполнять задания, отказывались высказывать свое мнение, так как это было для них сложно. В процессе выполнения следующих упражнений активность ребят повысилась, развился интерес к выполнению упражнений. Цель занятия была достигнута.
Педагогические заметки:
Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта младших школьников
Термин "эмоциональный интеллект" появился в американской психологической литературе в начале 90-х годов XX века. Джон Мэйер и Питер Сэловей первыми дали научное определение этому понятию и разработали первую модель эмоционального интеллекта. Они определяют эмоциональный интеллект как стру ...
Перспективы развития художественного творчества детей
В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, т.к. открываются возможности для разработки различных ва ...
Обзор тестирующих комплексов
Тестирующие комплексы (электронные тестеры) являются наиболее распространенными электронными ресурсами проверки знаний. Легкость и простота их использования позволяют быстро оценить способности либо уровень знаний тестируемого. Классические тестеры представляют собой перечень вопросов по какой-либо ...