Для эффективного проведения занятий по программе очень важно, чтобы у участников была создана общая позитивная установка к процессу обучения. Чувство гарантированной и осознаваемой безопасности, доверие к членам группы, к педагогу, является психологическим условием успешности работы. Поэтому климат доверительного общения – один из фундаментальных элементов занятий, связанных с познанием сложного внутреннего мира человеческих ценностей, установок, чувств, отношений и в решающей степени обуславливающих его результаты.
Особым условием, обеспечивающим эффективное обучение по программе, является профессионализм социального педагога. Воспитание и обучение неразрывно связаны с умением воздействовать на учеников в ходе общения, влиять на их поступки, стимулировать их позитивную активность и сдерживать негативные тенденции.
Цели профилактической программы, связанные с развитием психической сферы ребёнка, требуют организации на занятиях подлинного, живого, импровизированного, увлекающего всех присутствующих общения. Такая деятельность требует от социального педагога органичного соединения в своей работе личных качеств и профессиональных умений: выполнения педагогом своего высокого духовного назначения и гражданского долга неразрывно связано с его высокой нравственностью и поведением, с его бережным отношением к себе и своим ученикам и с его постоянной работой над своим педагогическим мастерством.
Важнейшая роль в реализации программы нужно отводить игре, как методу коррекции личностной сферы подростков, с учетом социального и психологического значения игры, ее специфического воздействия на личность детей и подростков, с учетом того, что игра – творческое действо, позволяющее детям и подросткам ощутить радость свершений, действовать по наитию, быть собой, свободно выражая свои чувства и переживания, мечты и надежды, игра – «это единственная деятельность, которая выводит подростка за рамки его непосредственного опыта и любое место, занимаемое в игре «уникально». В этом плане игра – стратегически тонко организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечений к развитию».
В основе принципов осуществления групповой развивающей работы лежит объединение конструктивных возможностей социального педагога и воспитуемого с основными принципами гуманитарной психологической практики.
1. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формирования указанного принципа является теория психического развития ребёнка, разработанная в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., центральным моментом которой являётся положение о роли деятельности в психическом развитии ребёнка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
2. Принцип учёта возрастно-психологических особенностей. Этот принцип согласует требования соответствия хода психического и личностного развития ребёнка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности – с другой.
3. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия, являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построений коррекционно – развивающихся программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приёмов из арсенала практической психологии.
Педагогические заметки:
Изучение особенностей социально-психологической дезадаптации младших
подростков
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ СОШ с. Сеченово. Целью нашего исследования явилось изучение социально – психологической дезадаптации младших подростков. В исследовании принимали участие 36 подростков, в экспериментальную группу вошло 18 человек 5 «А» класса, а в контрольную г ...
Исследование причин утомляемости современных младших школьников
школьник эмоциональный интеллект утомляемость В настоящее время объективная реальность такова, что количество детей с минимальными мозговыми патологиями увеличивается, а учебная нагрузка постоянно возрастает. Уже в начальной школе многие детишки начинают изучать по два иностранных языка, историю, э ...
Социально-профессиональная адаптация молодежи
Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и ...