Успешность трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта во многом зависит от характера инструктажа. В ряде случаев умственно отсталые дошкольники оказываются не в состоянии самостоятельно реализовать сформулированную в общей форме инструкцию о цели и характере деятельности. Если их внимание специально не фиксировать на связях и отношениях, с учетом которых задание должно выполняться, они игнорируют многие из них, отклоняясь от конечной цели работы. Чтобы этого не было, воспитатель обычно сопровождает показ на занятии по труду подробными объяснениями и указаниями, как следует конкретно выполнять ту или иную операцию, на что именно обращать внимание при ее осуществлении.
Если задание относительно сложно для умственно отсталого дошкольника, кроме подробных объяснений и указаний надо оказывать необходимую помощь в процессе самой деятельности. Помощь эта должна заключаться в контролировании и корригировании выполняемых операций, допускаемых ошибок и неточностей в работе. Так, в одном из проведенных экспериментов старшие дошкольники выполняли конструктивные задания в одном случае только на основе объяснений и указаний экспериментатора, в другом — на основе его объяснений и указаний, сопровождаемых коррекцией выполняемых ими действий. Следя за ходом действий учащегося, экспериментатор останавливал его каждый раз, когда тот допускал ошибку, фиксируя на ней внимание и помогая осознать причину этой ошибки. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что коррекционное воздействие сыграло очень важную роль в достижении успешных результатов.
При проведении коррекционной работы со старшими дошкольниками с нарушениями интеллекта на занятиях по ручному труду воспитателю приходится уделять большое внимание развитию у них умения выполнять задание но образцу. Несмотря на то что образец находится перед ними, дошкольники не соотносят с ним отдельные свои операции и постройку в целом, допуская грубые ошибки и неточности, которых не было бы при сопоставлении выполняемых операций с особенностями строения образца. В результате готовый предмет сильно отличается от образца, имея с ним лишь некоторые сходные черты. Для детей характерно неумение рационально организовать свою работу.
Очень важно научить детей пользоваться необходимыми инструментами.
Большое внимание на занятиях труда воспитатель уделяет развитию у детей ритма и темпа деятельности. Это необходимо для того, чтобы они были в состоянии правильно выполнять важные трудовые операции.
Немаловажное значение имеет выработка у детей-олигофренов правильных гигиенических привычек, умения принимать необходимую рабочую позу, не сутулиться, не перенапрягать себя, соответственно чередовать рабочие движения с паузами. Осуществляя необходимые мероприятия по охране труда детей, воспитатели специальных ДОУ в то же время не забывают и о том, чтобы их закалять, вырабатывать способность к трудовым усилиям и выносливость.
Умственно отсталые дошкольники скорее устают, чем нормально развивающиеся. Как показали исследования М. С. Певзнер, работоспособность детей-олигофренов ниже работоспособности их нормальных сверстников. Кроме того, в течение дня работоспособность умственно отсталых детей обнаруживает большие отклонения. Воспитателю приходится считаться с низкой работоспособностью детей, так как переутомление приводит не только к нарушениям деятельности организма, но и к психическим нарушениям: ухудшению процессов восприятия, мышления, внимания. Переутомление снижает общую активность детей, нарушает самоконтроль и волевые процессы. Большую роль в повышении работоспособности детей играет их положительное отношение к работе, проявляемый к ней интерес.
Педагогические заметки:
Методика проведения занятий по формированию
технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на
формирующем этапе эксперимента
Программа по изобразительной деятельности в детском саду предусматривает решение следующих задач: воспитывать интерес к художественной деятельности, развивать восприятие, воображение, формировать образные представления, развивать творческие способности, учить способам создания изображений. На занят ...
Особенности физического развития умственно отсталых детей 7-8 лет
Физическое развитие и двигательные способности у УО детей находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движе ...
Психологические основы творчества личности
Творческая личность, творческий человек, творец - эти слова очень часто употребляются не только в научной среде, в учебном процессе, но и в бытовой лексике. Это понятие небезразлично для каждого из нас, в какой-то мере оно применимо к каждому из нас. Родители и учителя хотят видеть в своих детях, в ...