Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта

Страница 3

Успешность трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта во многом зависит от характера инструктажа. В ряде случаев умственно отсталые дошкольники оказываются не в состоянии самостоятельно реализовать сформулированную в общей форме инструкцию о цели и характере деятельности. Если их внимание специально не фиксировать на связях и отношениях, с учетом которых задание должно выполняться, они игнорируют многие из них, отклоняясь от конечной цели работы. Чтобы этого не было, воспитатель обычно сопровождает показ на занятии по труду подробными объяснениями и указаниями, как следует конкретно выполнять ту или иную операцию, на что именно обращать внимание при ее осуществлении.

Если задание относительно сложно для умственно отсталого дошкольника, кроме подробных объяснений и указаний надо оказывать необходимую помощь в процессе самой деятельности. Помощь эта должна заключаться в контролировании и корригировании выполняемых операций, допускаемых ошибок и неточностей в работе. Так, в одном из проведенных экспериментов старшие дошкольники выполняли конструктивные задания в одном случае только на основе объяснений и указаний экспериментатора, в другом — на основе его объяснений и указаний, сопровождаемых коррекцией выполняемых ими действий. Следя за ходом действий учащегося, экспериментатор останавливал его каждый раз, когда тот допускал ошибку, фиксируя на ней внимание и помогая осознать причину этой ошибки. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что коррекционное воздействие сыграло очень важную роль в достижении успешных результатов.

При проведении коррекционной работы со старшими дошкольниками с нарушениями интеллекта на занятиях по ручному труду воспитателю приходится уделять большое внимание развитию у них умения выполнять задание но образцу. Несмотря на то что образец находится перед ними, дошкольники не соотносят с ним отдельные свои операции и постройку в целом, допуская грубые ошибки и неточности, которых не было бы при сопоставлении выполняемых операций с особенностями строения образца. В результате готовый предмет сильно отличается от образца, имея с ним лишь некоторые сходные черты. Для детей характерно неумение рационально организовать свою работу.

Очень важно научить детей пользоваться необходимыми инструментами.

Большое внимание на занятиях труда воспитатель уделяет развитию у детей ритма и темпа деятельности. Это необходимо для того, чтобы они были в состоянии правильно выполнять важные трудовые операции.

Немаловажное значение имеет выработка у детей-олигофренов правильных гигиенических привычек, умения принимать необходимую рабочую позу, не сутулиться, не перенапрягать себя, соответственно чередовать рабочие движения с паузами. Осуществляя необходимые мероприятия по охране труда детей, воспитатели специальных ДОУ в то же время не забывают и о том, чтобы их закалять, вырабатывать способность к трудовым усилиям и выносливость.

Умственно отсталые дошкольники скорее устают, чем нормально развивающиеся. Как показали исследования М. С. Певзнер, работоспособность детей-олигофренов ниже работоспособности их нормальных сверстников. Кроме того, в течение дня работоспособность умственно отсталых детей обнаруживает большие отклонения. Воспитателю приходится считаться с низкой работоспособностью детей, так как переутомление приводит не только к нарушениям деятельности организма, но и к психическим нарушениям: ухудшению процессов восприятия, мышления, внимания. Переутомление снижает общую активность детей, нарушает самоконтроль и волевые процессы. Большую роль в повышении работоспособности детей играет их положительное отношение к работе, проявляемый к ней интерес.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Основы эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
Эстетика – это наука, изучающая общие законы эстетического познания и преобразования действительности. Эстетика – это наука о прекрасном в действительности и искусстве . Эстетику интересует не только прекрасное, но и такие явления, качества и свойства как возвышенное, безобразное, трагическое и ком ...

Патриотическое воспитание на уроках русского языка
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России изменения, вызванные перех ...

Достоинства и недостатки тестирования
тестовый контроль учащийся Одним из недостатков тестового метода контроля знаний студентов является то, что создание тестов, их унификация и анализ - это большая кропотливая работа. Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные, хотя бы ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru