Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта

Страница 1

Стоящая перед массовыми дошкольными учреждениями задача трудового воспитания детей не менее важна и для специальных дошкольных учреждений. Однако наряду с общими задачами специальные детские сады имеют еще свои специфические задачи, обусловленные особенностями психического развития умственно отсталых дошкольников. Своеобразие их психики и деятельности вызывает необходимость в специальной организации трудового воспитания и применении особых педагогических приемов. Весь процесс трудового воспитания органически связан с коррекционной работой, направленной на преодоление недостатков психического развития детей.

Неполноценность головного мозга и связанные с нею особенности высшей нервной деятельности не определяют полностью психическое развитие и формирование личности ребенка-олигофрена. Как правильно указывает Т. А. Власова, "само по себе наличие первичной патологии большинства видов дефектов еще не предрешает тяжести аномального развития и не является фатальным для судьбы ребенка . у истоков аномального развития лежит тот или иной вид нарушения познания окружающей действительности и социального общения .". Если в процессе воспитания применяются эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения, свойственные олигофрену, в значительной степени компенсируются.

Таким образом, труд — чрезвычайно значимая составная часть системы работы специального ДОУ, от которой зависит общее развитие старших дошкольников и их подготовка к трудовой деятельности. В олигофренопсихологии и олигофренопедагогике всегда придавалось и придается большое значение трудовому воспитанию умственно отсталых дошкольников, о чем свидетельствуют многочисленные исследования и др.

Вместе с тем следует отметить, что изучены далеко не все вопросы, важные для теории и практики обучения труду детей специальных дошкольных учреждений. В частности, совершенно недостаточно изучены вопросы о роли труда в развитии личности умственно отсталых детей и формировании у них трудовых умений и навыков.

Хороших результатов в трудовом воспитании умственно отсталых старших дошкольников можно достигнуть лишь тогда, когда оно сочетается с работой, направленной на ослабление имеющихся у них дефектов развития, а там, где возможно, на преодоление их. Как известно, отвлеченное мышление умственно отсталых детей плохо развито.

Казалось бы, в специальном ДОУ процесс обучения и воспитания надо строить исключительно на наглядной основе. В действительности воспитателю и учителю-дефектологу не следует полностью исключать из материала моменты отвлечения. Именно потому, что умственно отсталый ребенок не достигает сколько-нибудь развитых форм отвлеченного мышления,— писал Л. С. Выготский,— задача дошкольного образовательного учреждения заключается в том, чтобы всеми силами продвигать ребенка именно в этом направлении, развивать у него то, что само по себе является в его развитии недостаточным".

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых старших дошкольников накладывают отпечаток на их трудовые действия. В то же время труд влияет на развитие познавательных способностей детей. Обучая умственно отсталого дошкольника определенному виду труда, воспитывая у него правильное отношение к труду, мы в то же время специальными приемами и методами преодолеваем трудности и недостатки его психического развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Восприятие художественного объекта
В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще­ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо­ции и т.д. Именно полифония человеческой пси­хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возм ...

Роль игры на уроке иностранного языка
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступн ...

Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Любое психологическое исследование должно учитывать социальное происхождение подростка, род занятий и уровень образован ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru