Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта

Страница 1

Стоящая перед массовыми дошкольными учреждениями задача трудового воспитания детей не менее важна и для специальных дошкольных учреждений. Однако наряду с общими задачами специальные детские сады имеют еще свои специфические задачи, обусловленные особенностями психического развития умственно отсталых дошкольников. Своеобразие их психики и деятельности вызывает необходимость в специальной организации трудового воспитания и применении особых педагогических приемов. Весь процесс трудового воспитания органически связан с коррекционной работой, направленной на преодоление недостатков психического развития детей.

Неполноценность головного мозга и связанные с нею особенности высшей нервной деятельности не определяют полностью психическое развитие и формирование личности ребенка-олигофрена. Как правильно указывает Т. А. Власова, "само по себе наличие первичной патологии большинства видов дефектов еще не предрешает тяжести аномального развития и не является фатальным для судьбы ребенка . у истоков аномального развития лежит тот или иной вид нарушения познания окружающей действительности и социального общения .". Если в процессе воспитания применяются эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения, свойственные олигофрену, в значительной степени компенсируются.

Таким образом, труд — чрезвычайно значимая составная часть системы работы специального ДОУ, от которой зависит общее развитие старших дошкольников и их подготовка к трудовой деятельности. В олигофренопсихологии и олигофренопедагогике всегда придавалось и придается большое значение трудовому воспитанию умственно отсталых дошкольников, о чем свидетельствуют многочисленные исследования и др.

Вместе с тем следует отметить, что изучены далеко не все вопросы, важные для теории и практики обучения труду детей специальных дошкольных учреждений. В частности, совершенно недостаточно изучены вопросы о роли труда в развитии личности умственно отсталых детей и формировании у них трудовых умений и навыков.

Хороших результатов в трудовом воспитании умственно отсталых старших дошкольников можно достигнуть лишь тогда, когда оно сочетается с работой, направленной на ослабление имеющихся у них дефектов развития, а там, где возможно, на преодоление их. Как известно, отвлеченное мышление умственно отсталых детей плохо развито.

Казалось бы, в специальном ДОУ процесс обучения и воспитания надо строить исключительно на наглядной основе. В действительности воспитателю и учителю-дефектологу не следует полностью исключать из материала моменты отвлечения. Именно потому, что умственно отсталый ребенок не достигает сколько-нибудь развитых форм отвлеченного мышления,— писал Л. С. Выготский,— задача дошкольного образовательного учреждения заключается в том, чтобы всеми силами продвигать ребенка именно в этом направлении, развивать у него то, что само по себе является в его развитии недостаточным".

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых старших дошкольников накладывают отпечаток на их трудовые действия. В то же время труд влияет на развитие познавательных способностей детей. Обучая умственно отсталого дошкольника определенному виду труда, воспитывая у него правильное отношение к труду, мы в то же время специальными приемами и методами преодолеваем трудности и недостатки его психического развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Образование России и тенденции мирового развития
Под системой общего образования понимается сово­купность учреждений дошкольного воспитания, общеобра­зовательных школ, школ-интернатов, детских домов, уч­реждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования. Принципы построения сис ...

Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую ...

Детское творчество, его основная задача
Детское творчество присутствует в нашей действительности повсюду: на асфальте улиц, на заборах, на стенах домов; работы детей хранят в школах, семьях и музеях, их печатают в книжках и журналах. Многие люди, давно простившиеся со своим детством, сберегают их в своих личных архивах. Кто бывал на выст ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru