Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта

Страница 1

Стоящая перед массовыми дошкольными учреждениями задача трудового воспитания детей не менее важна и для специальных дошкольных учреждений. Однако наряду с общими задачами специальные детские сады имеют еще свои специфические задачи, обусловленные особенностями психического развития умственно отсталых дошкольников. Своеобразие их психики и деятельности вызывает необходимость в специальной организации трудового воспитания и применении особых педагогических приемов. Весь процесс трудового воспитания органически связан с коррекционной работой, направленной на преодоление недостатков психического развития детей.

Неполноценность головного мозга и связанные с нею особенности высшей нервной деятельности не определяют полностью психическое развитие и формирование личности ребенка-олигофрена. Как правильно указывает Т. А. Власова, "само по себе наличие первичной патологии большинства видов дефектов еще не предрешает тяжести аномального развития и не является фатальным для судьбы ребенка . у истоков аномального развития лежит тот или иной вид нарушения познания окружающей действительности и социального общения .". Если в процессе воспитания применяются эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения, свойственные олигофрену, в значительной степени компенсируются.

Таким образом, труд — чрезвычайно значимая составная часть системы работы специального ДОУ, от которой зависит общее развитие старших дошкольников и их подготовка к трудовой деятельности. В олигофренопсихологии и олигофренопедагогике всегда придавалось и придается большое значение трудовому воспитанию умственно отсталых дошкольников, о чем свидетельствуют многочисленные исследования и др.

Вместе с тем следует отметить, что изучены далеко не все вопросы, важные для теории и практики обучения труду детей специальных дошкольных учреждений. В частности, совершенно недостаточно изучены вопросы о роли труда в развитии личности умственно отсталых детей и формировании у них трудовых умений и навыков.

Хороших результатов в трудовом воспитании умственно отсталых старших дошкольников можно достигнуть лишь тогда, когда оно сочетается с работой, направленной на ослабление имеющихся у них дефектов развития, а там, где возможно, на преодоление их. Как известно, отвлеченное мышление умственно отсталых детей плохо развито.

Казалось бы, в специальном ДОУ процесс обучения и воспитания надо строить исключительно на наглядной основе. В действительности воспитателю и учителю-дефектологу не следует полностью исключать из материала моменты отвлечения. Именно потому, что умственно отсталый ребенок не достигает сколько-нибудь развитых форм отвлеченного мышления,— писал Л. С. Выготский,— задача дошкольного образовательного учреждения заключается в том, чтобы всеми силами продвигать ребенка именно в этом направлении, развивать у него то, что само по себе является в его развитии недостаточным".

Особенности познавательной деятельности умственно отсталых старших дошкольников накладывают отпечаток на их трудовые действия. В то же время труд влияет на развитие познавательных способностей детей. Обучая умственно отсталого дошкольника определенному виду труда, воспитывая у него правильное отношение к труду, мы в то же время специальными приемами и методами преодолеваем трудности и недостатки его психического развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я.Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся мы понимаем « комплексные возможности ученика в совершении дея ...

Коррекция характера у детей с умственной отсталостью
Прежде чем рассматривать данный метод коррекции, мы опишем формирование характера детей с нарушением интеллекта. Формирование характера у ребёнка с нарушением интеллекта. На формирование характера определенное влияние оказывает тип нервной деятельности. Однако, как это доказано многими исследования ...

Детское творчество, его основная задача
Детское творчество присутствует в нашей действительности повсюду: на асфальте улиц, на заборах, на стенах домов; работы детей хранят в школах, семьях и музеях, их печатают в книжках и журналах. Многие люди, давно простившиеся со своим детством, сберегают их в своих личных архивах. Кто бывал на выст ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru