На занятиях по труду воспитатель специального ДОУ сталкивается с большими трудностями, обусловленными недоразвитием у детей логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи и отношения. Вместе с тем следует отметить, что при правильной организации воспитательного процесса можно преодолеть эти трудности и сформировать умение устанавливать необходимые связи и отношения в процессе выполнения трудового задания. Как показали исследования В. Н. Синева, дошкольники плохо понимают причинно-следственные связи. Способности к элементарным формам логического мышления находятся у таких детей в зоне ближайшего развития и проявляются при оказании им необходимой помощи.
Передовой опыт специальных дошкольных образовательных учреждений показывает, что приемами трудового воспитания и коррекции можно значительно продвинуть умственно отсталых детей в общем развитии и, в частности, сформировать у них элементарные способы логического мышления. Экспериментально это было подтверждено Е. C. Бейном. Им было установлено, что при создании определенных условий в процессе трудового воспитания старшие дошкольники действовали продуманно и логически обоснованно.
По мере овладения определенными трудовыми приемами старшие дошкольники учатся действовать целенаправленно и руководствоваться общественными мотивами деятельности. Все это, разумеется, способствует развитию познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей. Коррекционная работа, если она правильно организована, содействует также их физическому развитию, развитию моторики и связанных с нею двигательных навыков.
Коррекционная работа в специальном ДОУ не просто добавление к воспитательному процессу. Она пронизывает весь педагогический процесс, выступает его неотъемлемой частью. Прежде всего, она выполняет подготовительную функцию, создает необходимые предпосылки для формирования у старших дошкольников готовности к сознательному усвоению знаний и целенаправленной деятельности, а затем через развитие правильного отношения к труду и потребности выполнять отдельные действия и операции в соответствии с поставленной целью ведет к формированию мотивов труда и целенаправленных способов деятельности.
Для того чтобы активизировать старших дошкольников с нарушениями интеллекта на занятиях по труду, необходимо специальными приемами расширить их общий кругозор, развить у них познавательные интересы и навыки самостоятельной работы. Это означает, что на занятиях по труду воспитатель не может и не должен ограничиваться выработкой у дошкольников трудовых навыков. Не менее важно развивать познавательные компоненты трудовой деятельности: умения действовать по плану, организованно, точно и аккуратно, контролировать и корригировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, навыки и умения; формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и другие важные в социальном отношении качества.
Наблюдения за умственно отсталыми дошкольниками на занятиях по труду и специальные исследования показывают, что существенный недостаток их трудовой деятельности состоит в неумении самостоятельно, без помощи воспитателя, справиться с поставленной трудовой задачей. Этот недостаток обусловлен не только особенностями их психической деятельности, по и недооценкой воспитателем важности воспитания самостоятельности в процессе трудового обучения.
Педагогические заметки:
Психологический анализ личностных эффектов допрофессиональной подготовки
МОУ для детей МУК
Сопоставление параметров личностной приспособленности учащихся 00-00 классов МОУ для детей МУК и школьников 0-0 классов позволяет заключить, что первая из названных категорий оптантов существенно более позитивно воспринимает и переживает свое взаимодействие с социумом (Табл. 0.0). Таблица 0.0 Лично ...
Роль межпредметных связей в формировании художественной культуры школьников
Принимая во внимание межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках. Особое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать ...
Система работы по развитию речевых умений посредствам методов проектов
На основе анализа проведенного констатирующего эксперимента нами был разработан план и проведен формирующий эксперимент, который был проведен во время непрерывной преддипломной практики в средней общеобразовательной школы №3 г. Ростова-на-Дону. В эксперименте участвовала группа учащихся 6 «Б» класс ...