Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта

Информация о педагогике » Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта » Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта

Страница 2

На занятиях по труду воспитатель специального ДОУ сталкивается с большими трудностями, обусловленными недоразвитием у детей логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи и отношения. Вместе с тем следует отметить, что при правильной организации воспитательного процесса можно преодолеть эти трудности и сформировать умение устанавливать необходимые связи и отношения в процессе выполнения трудового задания. Как показали исследования В. Н. Синева, дошкольники плохо понимают причинно-следственные связи. Способности к элементарным формам логического мышления находятся у таких детей в зоне ближайшего развития и проявляются при оказании им необходимой помощи.

Передовой опыт специальных дошкольных образовательных учреждений показывает, что приемами трудового воспитания и коррекции можно значительно продвинуть умственно отсталых детей в общем развитии и, в частности, сформировать у них элементарные способы логического мышления. Экспериментально это было подтверждено Е. C. Бейном. Им было установлено, что при создании определенных условий в процессе трудового воспитания старшие дошкольники действовали продуманно и логически обоснованно.

По мере овладения определенными трудовыми приемами старшие дошкольники учатся действовать целенаправленно и руководствоваться общественными мотивами деятельности. Все это, разумеется, способствует развитию познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей. Коррекционная работа, если она правильно организована, содействует также их физическому развитию, развитию моторики и связанных с нею двигательных навыков.

Коррекционная работа в специальном ДОУ не просто добавление к воспитательному процессу. Она пронизывает весь педагогический процесс, выступает его неотъемлемой частью. Прежде всего, она выполняет подготовительную функцию, создает необходимые предпосылки для формирования у старших дошкольников готовности к сознательному усвоению знаний и целенаправленной деятельности, а затем через развитие правильного отношения к труду и потребности выполнять отдельные действия и операции в соответствии с поставленной целью ведет к формированию мотивов труда и целенаправленных способов деятельности.

Для того чтобы активизировать старших дошкольников с нарушениями интеллекта на занятиях по труду, необходимо специальными приемами расширить их общий кругозор, развить у них познавательные интересы и навыки самостоятельной работы. Это означает, что на занятиях по труду воспитатель не может и не должен ограничиваться выработкой у дошкольников трудовых навыков. Не менее важно развивать познавательные компоненты трудовой деятельности: умения действовать по плану, организованно, точно и аккуратно, контролировать и корригировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, навыки и умения; формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и другие важные в социальном отношении качества.

Наблюдения за умственно отсталыми дошкольниками на занятиях по труду и специальные исследования показывают, что существенный недостаток их трудовой деятельности состоит в неумении самостоятельно, без помощи воспитателя, справиться с поставленной трудовой задачей. Этот недостаток обусловлен не только особенностями их психической деятельности, по и недооценкой воспитателем важности воспитания самостоятельности в процессе трудового обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Педагогические условия совершенствования трудового воспитания в современной семье
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы а также нравственные качества. Содержанием трудового сознания является производственный опыт: п ...

Творческие аспекты деятельности педагога
Современный педагог-профессионал немыслим вне творчества. Творчество - это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, «мысль творящая», красота. Творческий учитель - «это тот, кто открывает, умудряет и ободряет» (Н.Рерих) ...

Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения
Роль смыслового содержания сообщения для обучения аудированю трудно переоценить. Известно, что именно получение информации является целью рецептивных видов речевой деятельности. Именно желание понять смысл заставляет слушателя мобилизовать внимание, память и всю психическую деятельность, заставляет ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru