Творческая личность, творческий человек, творец - эти слова очень часто употребляются не только в научной среде, в учебном процессе, но и в бытовой лексике. Это понятие небезразлично для каждого из нас, в какой-то мере оно применимо к каждому из нас. Родители и учителя хотят видеть в своих детях, в своих учениках и воспитанниках творчески одаренных и творчески способных людей, а уж сами дети и сами ученики почти всегда мечтают быть в когорте таких счастливчиков-творцов; они, как правило, тешат себя мыслями приобщения к радости творить и создавать новое, неизведанное, полезное, нужное.
В литературе можно найти большое число определений творческой личности и не стоит противопоставлять различные трактовки и мнения ученых и специалистов по этому поводу. Дело в том, что творческая личность обладает большой совокупностью свойств. Таких характерных свойств можно насчитать, по крайней мере, 10-15. Разные авторы (педагоги, психологи, теоретики технического творчества) отдают приоритет тому или иному свойству творческого человека и поэтому в основу определения творческой личности вкладывают именно это свойство.
Так, один из выдающихся французских математиков Анри Пуанкаре полагал, что творческой личности прежде всего присуще свойство не создания бесконечного числа бесполезных комбинаций, а построение таких комбинаций, которые оказываются полезными, в то время как их - ничтожное меньшинство.
Говоря нынешним языком, основной элемент ;творчества он видел в искусстве многократной оптимизации, в искусстве выбора полезных решений.
Один из современных исследователей и разработчиков теории развития творческой личности И.М.Вертким считает первоосновой приобщения человека к творчеству - выбор им достойной жизненной цели (причем слово «достойной» он пишет с большой буквы!).
Известные теоретики научно-технического творчества Б.Л.Злотин и А.В.Зусман значительно расширили представление о творческой личности, полагая, что она кроме достойной цели должна обладать планом и программой по ее достижению, большой работоспособностью, смелостью и результативностью.
Известный своими книгами по психологии творчества психолог А.Н.Лук одной из главных особенностей творческой личности называет готовность к риску, смелость высказывать и отстаивать свои идеи.
Наконец, можно сослаться на неожиданное и весьма необычное мнение профессора М.Гринга, считающего, что первое качество, необходимое изобретателю, - это порой доходящая до наглости уверенность в себе, уверенность в успехе и решимость его добиться.
Еще одна особенность творческой личности - способность идти на риск. Она вытекает из того, что человек, имеющий в голове своей большое число идей, должен иметь смелость их публично высказывать, отстаивать и защищать. Но, будучи склонен к широким обобщениям и к принятию решений в условиях неполной информации об объекте творчества, он больше подвержен риску ошибиться. Именно «бесстрашные мысли» позволяют ему высказывать догадки и гипотезы, даже если нет абсолютных доказательств их правильности. К тому лее талантливый человек не боится риска выйти за рамки привычного, не ограничивает себя одним ремеслом, одной темой, одной какой-то научной дисциплиной.
Свойства творческой личности
Творческая личность характеризуется большой совокупностью свойств, каждое из которых определяет не только уровень творческого потенциала, но и темпы его нарастания во времени. Причем, значимость того или иного свойства для каждого из индивидуумов (коэффициент веса) оказывается разной. Именно благодаря этому каждый отдельный человек по-своему талантлив, умен, оригинален и интересен.
Любой творческий человек в своей деятельности прежде всего опирается на знания физических, химических, тепловых, биологических, общественных и прочих явлений и процессов, которые он черпает из своих разнообразнейших школьных дисциплин, из общения с людьми, с книгами, журналами, газетами, с радио и телевидением.
Для творческой личности характерной чертой является большое трудолюбие, особо огромное трудолюбие в той области науки, которая его интересует.
Творчески одаренный человек отличается изысканностью и высокой требовательностью к себе, причем не только в узкой сфере творческих интересов. Он никогда не довольствуется приблизительной информацией, смутным пересказом из третьих рук, а стремится уточнить, добраться до первоисточников, выявить мнение учителей и специалистов, узнать, на чем они основаны. Такому ученику хочется самому дойти до сути предмета или явления.
Весьма ценным и необходимым свойством творческой личности является ее настойчивость и стремление доводить до конца начатое дело. Как утверждает психолог Дж.Рензулли, это качество является не только важным фактором успешности обучения и приобщения к творчеству, но и залогом успехов во взрослой жизни. Многие специалисты считают, что привитое ребенку и ученику стремление доводить дело до конца впоследствии может стать его внутренней потребностью.
Педагогические заметки:
Инструментальные тестовые оболочки
Для создания тестов по предметной области разрабатываются специальные инструментальные программы-оболочки, позволяющие создавать компьютерные тесты путем формирования базы данных из набора тестовых заданий. Инструментальные программы, позволяющие разрабатывать компьютерные тесты, можно разделить на ...
Характеристика деятельности Путятинского Центра народного творчества по
патриотическому воспитанию младших школьников
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной диф ...
Теоретические основы проблемы формирования художественной культуры
школьников
Формирование художественной культуры ребенка многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: “ Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышле ...