Организация эксперимента по правовому воспитанию старших дошкольников

Информация о педагогике » Основы правового воспитания дошкольников » Организация эксперимента по правовому воспитанию старших дошкольников

Страница 1

Для достижения поставленных целей, сплочения и четкой организации работы был выработан тематический план мероприятий.

Создание правового пространства в ДОУ предполагает решение следующих задач:

с детьми:

-создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения,

-способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям,

-создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми,

-развитие коммуникативной компетентности ребенка,

-развитие социальных навыков,

-формирование правового сознания детей;

со взрослыми:

-формирование гуманного отношения к ребенку,

-формирование правовой культуры,

-обеспечение защиты прав детей.

Центральное место в экспериментальной работе отвели формированию правового сознания у детей путем ознакомления их с ближайшим окружением. Обучение строили по принципу от самого «Я» до окружающего мира.

Для правового образования дошкольников был организован клуб «Правознайка» и разработан теметический план, по которому осуществлялась работа.

Главными путями реализации задач являлись игровые занятия (Приложение 9); традиционные праздники, спортивный праздник «Вместе дружная семья»; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщала детям знания, вызывала оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовала развитию социальных эмоций, чувств.

Процесс познания правовой культуры нашел выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно–игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. В ходе проведения этих форм дошкольники осваивали правовые нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включались в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

В работе по развитию у детей представления об основах правового сознания была поставлена цель на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, детям предлагали понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учило детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствовал развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляли, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытался поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

Мы считаем, что очень удачен в экспериментальной работе прием драматизации, который упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

Вся запланированная работа способствовала тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей использовали разнообразные методы и приемы:

- сюжеты хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, диафильмы); - решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком . , если бы я поймал золотую рыбку . , если бы я вдруг превратился в .; - дидактические игры: « Обратись по имени», «Цепочка имен», «Я имею право», «Я не должен», «Кто права нарушил?», «Колобок», «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право», «Кто больше?», «Назови – не ошибись!», «Я начну, а ты продолжи», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь», «Выбери нужный ответ», «Подбери пословицы к картинкам», «Какими правами пользовались персонажи?» (Приложение 10).

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Значение интегрированных уроков биологии и химии для современных школ
При отборе содержания интегрированного урока по биологии следует формировать у учащихся понятие о природе как целой системе, в которой все ее элементы взаимодействуют и постоянно поддерживают самовосстановительный процесс, благодаря чему сохраняется необходимость биофизических и биохимических услов ...

Общее понятие работоспособности. Влияние физических упражнений на физическую и умственную работоспособность
Под работоспособностью в широком смысле этого слова следует понимать «тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек». Известно, что этот максимум зависит от целого ряда субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам здесь относятся – знания, умения, способности, мотивы, в ...

Педагогическая концепция
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широку ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru