Воспитание нравственной культуры личности

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Воспитание нравственной культуры личности

Страница 1

В процессе воспитания личности исключительно важное значе­ние имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во мно­жестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сооб­щества, подчиняться определенным нормам, правилам и требо­ваниям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается мно­жество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и дея­тельности — в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, вы­полняют правовые нормы и различные постановления государ­ственных органов, производственно-административные прави­ла на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравствен­ность.

Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административ­ные правила и указания служебных лиц, с одной стороны, и нравственность — с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нару­шение личность несет юридическую или административную от­ветственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций — неси правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции к тем, кто их нарушает.

Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой лич­ности.

Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, зна­комые и незнакомые люди имеют только одно средство воздей­ствия на него — силу общественного мнения: упреки, мораль­ное порицание и, наконец, общественное осуждение, если амо­ральные действия и поступки приобретают уже более серьез­ный характер.

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обыч­но понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трак­туется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формиро­вание нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неук­лонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых мора­лью общества к поведению и деятельности личности в различ­ных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих от­ношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравст­венности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

а) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка со­бытий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливос­ти, демократии и свободе народов;

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Классификация игр. Виды и функции игр
Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально “под этот” материал. Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей на три большие группы: - игры с готовыми “жесткими” правилами; - игры “вольные ...

Роль игры на уроке иностранного языка
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступн ...

Функции педагогической науки в медицинском образовании
Функциями (задачами) современной педагогики является научить студента проводить научное исследование (методика и техника социологического исследования), используя, в частности, такой приём, как учебное исследование, и развить умение доходчиво и ясно доносить до аудитории результаты своего научного ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru