Патриотическое воспитание было и есть предметом изучения многих ученых, оно предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.
Сущностью патриотического воспитания является процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Задачами патриотического воспитания являются:
формирование чувства уважения к международным нормам прав человека и народов, что предполагает формирование правового сознания и правовой культуры;
глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации;
соблюдение прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;
глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности);
возрождение и сохранение национальной культуры;
развитие интереса к государственной символике;
уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безусловного права всех народов на свободное пользование родным языком;
уважения к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям;
уважительного отношения к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к этнокультурным и религиозным запросам людей.
Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.
Младший школьный возраст - наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуются педагог и родители, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.
Младший школьный возраст - время интенсивного развития личности. Ребенок этого возраста отличается эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения. Таким образом, патриотические чувства начинают складываться в младшем школьном возрасте на основе содержания осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний.
Под патриотическим воспитанием младших школьников понимается систематическая и направленная деятельность школ, учреждений дополнительного образования, органов государственной власти и общественных организаций по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. А также это непрерывный, последовательный педагогически организованный процесс освоения ценностей народной культуры, отношения к малой Родине, языку, своему народу, его традициям, обычаям, идеалам, обеспечивающих патриотическое становление личности ребёнка.
Во второй главе были раскрыты технологические основы патриотического воспитания младших школьников. В ходе исследования была рассмотрена деятельность Путятинского Центра народного творчества по патриотическому воспитанию младших школьников. Мы выяснили, что в Центре народного творчества ведется активная работа по патриотическому воспитанию, действует любительское объединение "Малая Родина", также идет активное сотрудничество с местным краеведческим музеем в организации различных экскурсий.
В Центре народного творчества проводится множество мероприятий патриотической направленности для детей младшего школьного возраста.
Проведя диагностическое исследование уровня патриотического воспитания младших школьников, которое сочетало в себе две методики - опрос младших школьников и анкетирование их родителей, мы выяснили, что уровень патриотического воспитания младших школьников не достаточно высок.
50% опрашиваемых имеют низкий уровень патриотического воспитания;
35% детей имеют средний уровень патриотического воспитания;
15% младших школьников имеют представление о патриотизме.
Педагогические заметки:
Положительные и отрицательные стороны использования компьютерных программ
на уроках
Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной обучающей машиной. Он применяется в обучении всевозможным дисциплинам и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения. Вне зависимости от марки, мо ...
Принципы построения методики изучения стохастической линии
Исходя из анализа всей вышеперечисленной литературы, при построении методики изучения стохастической линии в основной школе необходимо учитывать следующие важные моменты: · Содержание материала, обязательно изучаемого в рамках данной линии в средней школе, определяется требованиями государственного ...
Теоретические предпосылки повышения эффективности систем
патриотического воспитания военнослужащих
Начало советского периода российской истории характерно полным "сломом" системы воспитания патриотизма военнослужащих. В новых условиях она была заменена системой интернационального, классового воспитания, которая действовала до 1940 года. Неудачи войск в советско-финской войне, нарастани ...