Исследование проводилось на базе детского сада №17 города Солигорска.
В исследовании участвовало 20 детей старшей возрастной группы.
Список детей:
1. Арсений А. 11.Полина М.
2. Егор А. 12.Глеб М.
3. Захар Б. 13.Валерия М.
4. Валерия Б. 14.Глеб Н.
5.Ирина Г. 15.Валерия М.
6. Алёша Д. 16.Данила Р.
7.Павел З. 17.Павел С.
8. Александра З. 18.Никита С.
9. Борис И. 19.Эдуард Т.
10.Ульяна М. 20.Максим Ш.
В контексте нашего исследования нам представлялось интересным изучить особенности формирования коммуникативных способностей старших дошкольников, а именно проследить взаимосвязь таких параметров, как социометрический статус старшего дошкольника в группе сверстников, особенности его общения, эмоционально- личностные особенности, а также знание норм и правил общения.
Необходимо отметить, что под коммуникативными способностями в нашем исследовании мы понимали индивидуально- психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми, а именно:
1) желание вступить в контакт с окружающими («Я хочу»);
2) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»);
3) умение организовать общение («Я умею, я могу»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
А также нам представляется интересным исследовать влияние театрально- художественной деятельности на развитие коммуникативных характеристик личности ребёнка дошкольника.
Для того чтобы проследить это влияние проводить диагностику мы будем дважды, до начала эксперимента и после участия детей в театрально- художественной деятельности.
Так, в данной курсовой работе, для изучения особенностей межличностных отношений и определения социального статуса каждого ребёнка в группе были использованы следующие методы и методики:
1. Стандартизированное невключённое наблюдение.
Программа наблюдения включает в себя такие моменты: проявляет, ребенок, потребность в социальных контактах или избегает их; каков уровень развития коммуникативных, организаторских умений; характер и степень выраженности личностной направленности (альтруистическая, эгоистическая); развитие эмпатии, рефлексии и др.
Исходя из этого, для проведения наблюдения нами были разработаны следующие критерии. Следует отметить, что для разработки этих критериев мы использовали рекомендации государственной программы дошкольного образования «Пралеска».
1) Проявление коммуникативной активности (открыт для общения, как в отношении взрослых, так и сверстников, вступает во взаимодействие только по мере обращения к нему, проявляет пассивность во взаимодействии со сверстниками).
2)Уровень развития элементарных коммуникативных умений (здоровается, прощается, благодарит, извиняется) всегда, часто, редко, никогда.
3)Уровень развития способности к сопереживанию (умение проявлять сочувствие, эмпатию по отношению к сверстникам) всегда, часто, редко, никогда.
4)Уровень сформированности позитивных способов общения со сверстниками (умение откликаться на просьбу, умеет доставить радость другим, оказать ту или иную услугу, проявляет заботу и внимание) всегда, часто, редко, никогда.
5) Уровень сформированности нравственных качеств (правдивость, отзывчивость, доброжелательность, самостоятельностьность, организованность, трудолюбие) всегда, часто, иногда, никогда.
6)Уровень развития вербального общения (правильная чёткая дикция, употребляет в высказываниях различные типы предложений (простые, сложные, с прямой речью), правильно ли произносит все звуки родного языка).
Педагогические заметки:
Традиционный способ решения задач кинематики и динамики
в школьном курсе физики
Векторная запись многих уравнений физики более полно отображает соответствующие процессы и является более простой и компактной, поэтому она нашла свое применение в современном школьном курсе механики (пример тому - векторная форма записи законов и формул динамики). Векторная форма уравнений в сочет ...
Обучение просмотровому чтению в 7м классе средней школы
Исследования в области возрастной психологии позволяют утверждать, что школьники 7 и 8 классов обладают более зрелым мышлением, нежели ученики 5-6 классов. Семиклассники и восьмиклассники стремятся узнать причину тех или иных явлений, они не склонны так охотно принимать все на веру, как это было ра ...
Введение тестового контроля
Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого. Внедрение тестовой формы контроля по предмету осуществлялось поэтапно. На первом этапе в тестовой форме проводился только входной контроль и заключительной целью проведения входного теста является п ...