Патриотизм как профессиональное качество военнослужащих

Страница 5

Все означенные структуры теснейшим образом взаимосвязаны, а составляющие их качества личности взаимодействуют друг с другом. Ослабление действенности одной из структур системного качества личности - патриотизма, ведет к разладу всей системы и искажает ее смысл. То есть, преобладание чувств расового превосходства в структуре чувственно-эмоциональных качеств патриотизма может служить основанием для снижения значимости гуманитарных составляющих духовно-ценностной основы патриотизма и приводить к проявлению экстремизма в практически деятельной сфере проявления. Возможно и обратное - нерациональное преобладание общечеловеческого, отвлеченно-гуманистического эмоционально-чувственного компонента (пацифизм, экуменизм, гедонизм и т.д.) может привести к гипертрофированному развитию ценностей социально - группового, личностного уровня и вместо патриотизма породить его противоположность - космополитизм, который по мнению А. Ерофеева "заключается в национальном нигилизме, безразличном отношении к национальным культурам и традициям, в принесении всего в жертву идее создания "мирового государства" и объявлении человека "гражданином мира" .

Экономической основой космополитизма является интернационализация экономических интересов ведущих монополий, политической - идея глобализма, духовно-религиозной - экуменизм.

Сказанное говорит о том, что развитие патриотизма не сводится только к воспитанию любви к Отечеству (хотя с этого оно начинается), а предполагает системно-комплексную деятельность всех социальных институтов общества по развитию патриотизма как системы качеств личности.

Выводы по первой главе.

Специфика исследования сложноструктурированного объекта, каким является частично открытая социальная система воспитания патриотизма у военнослужащих, жестко детерминирована параметрами, заданными системами высшего уровня (государство, его институт воспитания, общегосударственная система воспитания патриотизма, Вооруженные Силы РФ). Система воспитания патриотизма у военнослужащих является сложноструктурированным объектом и относится к классу социальных систем. Она имеет многоуровневую структуру, циклический характер развития и относительную самостоятельность элементов.

Патриотизм - это системно-комплексное качество личности. Он включает в себя:

а) социальное чувство (любовь к Отечеству);

б) патриотическую идеологию (выражение интересов своего народа, не во всем совпадающих, а порой противоречащих интересам других этносов);

в) духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного и национального уровней);

г) критерий и одновременно итог этнической идентификации;

д) морально-нравственные установки и патриотическое мировоззрение;

Особое правовое положение военных кадров делает для них патриотизм кроме того:

а) фактором выбора военной профессии;

б) критерием профессиональной пригодности, то есть профессиональным качеством.

Историко-педагогический анализ систем патриотического воспитания, осуществленный методом структурно-гетерохронного анализа, свидетельствует о нелинейном, цикличном характере их развития и разновременной преемственности отдельных компонентов исторических предшественников.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Педагогические заметки:

Психологическая характеристика чувств и эмоций аномального ребенка
Эмоции и чувства человека являются одной из форм отражения реального мира. Однако они представляют собой отражение не самих предметов и явлений действительности, а их отношений к потребностям и мотивам деятельности человека. Ослабление деятельности всей высшей нервной системы и снижение уровня и те ...

Условия и пути организации творческой деятельности учащихся
«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться». Эти слова принадлежат известному советскому псих ...

Дидактика. Метод и приёмы обучения
Дидактика - это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Слово "дидактика" происходит от греческого "дидактикос", что означает "обучающий". Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности. Дидактику определяют как общую теорию ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru