Все означенные структуры теснейшим образом взаимосвязаны, а составляющие их качества личности взаимодействуют друг с другом. Ослабление действенности одной из структур системного качества личности - патриотизма, ведет к разладу всей системы и искажает ее смысл. То есть, преобладание чувств расового превосходства в структуре чувственно-эмоциональных качеств патриотизма может служить основанием для снижения значимости гуманитарных составляющих духовно-ценностной основы патриотизма и приводить к проявлению экстремизма в практически деятельной сфере проявления. Возможно и обратное - нерациональное преобладание общечеловеческого, отвлеченно-гуманистического эмоционально-чувственного компонента (пацифизм, экуменизм, гедонизм и т.д.) может привести к гипертрофированному развитию ценностей социально - группового, личностного уровня и вместо патриотизма породить его противоположность - космополитизм, который по мнению А. Ерофеева "заключается в национальном нигилизме, безразличном отношении к национальным культурам и традициям, в принесении всего в жертву идее создания "мирового государства" и объявлении человека "гражданином мира" .
Экономической основой космополитизма является интернационализация экономических интересов ведущих монополий, политической - идея глобализма, духовно-религиозной - экуменизм.
Сказанное говорит о том, что развитие патриотизма не сводится только к воспитанию любви к Отечеству (хотя с этого оно начинается), а предполагает системно-комплексную деятельность всех социальных институтов общества по развитию патриотизма как системы качеств личности.
Выводы по первой главе.
Специфика исследования сложноструктурированного объекта, каким является частично открытая социальная система воспитания патриотизма у военнослужащих, жестко детерминирована параметрами, заданными системами высшего уровня (государство, его институт воспитания, общегосударственная система воспитания патриотизма, Вооруженные Силы РФ). Система воспитания патриотизма у военнослужащих является сложноструктурированным объектом и относится к классу социальных систем. Она имеет многоуровневую структуру, циклический характер развития и относительную самостоятельность элементов.
Патриотизм - это системно-комплексное качество личности. Он включает в себя:
а) социальное чувство (любовь к Отечеству);
б) патриотическую идеологию (выражение интересов своего народа, не во всем совпадающих, а порой противоречащих интересам других этносов);
в) духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного и национального уровней);
г) критерий и одновременно итог этнической идентификации;
д) морально-нравственные установки и патриотическое мировоззрение;
Особое правовое положение военных кадров делает для них патриотизм кроме того:
а) фактором выбора военной профессии;
б) критерием профессиональной пригодности, то есть профессиональным качеством.
Историко-педагогический анализ систем патриотического воспитания, осуществленный методом структурно-гетерохронного анализа, свидетельствует о нелинейном, цикличном характере их развития и разновременной преемственности отдельных компонентов исторических предшественников.
Педагогические заметки:
Проявление отношений младших школьников в игровой деятельности
В структуру игры как процесса входят: - роли, взятые на себя играющими; - игровые действия как средство реализации этих ролей; - игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными; - реальные отношения между играющими; - сюжет (содержание) – область действительност ...
Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента и его
результаты
Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление особенностей развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения. В процессе проведения констатирующего эксперимента перед нами стояли следующие задачи: 1) определение уровня развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с ...
Целостность содержания народного воспитания
Дагестанские педагоги исследовали отдельные направления воспитания у народов Дагестана: трудового (Пашаева Р. М.), нравственного (Магомедова 3. М.), эстетического (Магомедов А. М.). Такой подход, на наш взгляд, нарушает принцип целостности содержания народного воспитания. Обращение только к одним н ...