Патриотизм как профессиональное качество военнослужащих

Страница 2

Что же такое патриотизм? Как подходят к его определению современные российские ученые? Толковый словарь под редакцией Л.Я. Дятченко определяет это понятие как "чувство привязанности к стране рождения или проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы". Аналогично по содержанию трактует это понятие И. Волков: "Российский патриотизм - это патриотизм людей всех национальностей, проживающих на территории РФ, это любовь к Российскому государству как единой Родине для населяющих его народов, это гордость за принадлежность к этому государству, ответственность за его настоящее и будущее".В.Н. Гончаров и В.Н. Филиппов в своей монографии считают, что "истинные русские люди, это те, которые живут на русской земле, считают ее своей Родиной и не предают ее по первому зову из-за кордона" . Данную позицию разделяет В.В. Бобров, В.Н. Турченко и ряд других крупных ученых.

Понятие "патриотизм" жестко не детерминировано этническим происхождением. Великий русский поэт Пушкин, художник-маринист Айвазовский, генерал Багратион были не русскими по крови, но осознавали себя принадлежащими к великорусской нации и культуре, идентифицировали себя великороссами.

Принижение патриотизма началось с роста революционного движения в России в начале ХХ века. Это был способ разложения скреп социальной системы. В работе "О национальной гордости великороссов" В.И. Ленин поделил патриотизм по классовому признаку и, конечно, в плане решения задач смены существующего социального строя поступил научно выверенно, хотя кризис духа и упадок патриотизма в среде российской интеллигенции созрел уже к началу ХХ века - как можно иначе понимать поздравления либеральными профессорами и студентами Московского университета в 1905 году японского микадо с победой в войне с Россией? Интеллигенция, мозг нации, подготовила народ к восприятию реалий революции 1917 года, а затем была большей частью уничтожена или выброшена за границу. По мнению знаменитого французского социолога Г. Лебона "Народ может потерять очень многое, претерпевать всевозможные катастрофы и быть еще в состоянии подняться. Но им все потеряно, и ему уже никогда не подняться, если он потерял свою душу". Под душой Лебон подразумевал совокупность общих идей и чувств.

Источник самовозрождения патриотической идеологии, ценностей, поведения заключается прежде всего в общественных и личностных потребностях. Государство нуждается в вооруженной защите, наивысших достижениях в науке, экономике, искусстве, во внутреннем источнике саморазвития этноса. Для большинства государств неприемлем путь с опорой на эксплуатацию других народов, чужих богатств и сугубо меркантильные интересы своих граждан. Значит, необходимы особые духовно-нравственные идеалы и ценности, на которых, по словам Э. Дюркгейма "формируются и базируются целые цивилизации". Следовательно, патриотизм является источником жизненных сил нации.

Исследуя различные подходы к определению сущности и содержания патриотизма, мы пришли к выводу о том, что сведение понятия "патриотизм" к психологическому чувству любви к Родине неправомерно. Понятие патриотизма гораздо шире. Это не только и не столько чувство, сколько комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности, или системное качество.

Патриотизм - это:

Социальное чувство (любовь к Отечеству).

Патриотическая идеология (выражение интересов своего народа, не во всем совпадающих, а порой противоречащих интересам других этносов).

Духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного уровня).

Критерий и одновременно итог этнической самоидентификации, то есть осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу (не обязательно по принципу тождества расы или национальности).

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Дидактика и ее основные категории
Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий и didasko — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогич ...

Обучение различным видам чтения
Рассмотренные упражнения создают предпосылки для функционирования чтения как речевой деятельности. Однако для того чтобы учащиеся воспринимали его как определенную деятельность, соответствующую уровню их интеллектуального развития, необходимо соблюдать еще ряд условий. 1. Следует подбирать тексты, ...

Психолого-педагогическое обоснование применения игрового метода в обучении иностранному языку
Психолого-педагогической основой игровых методов обучения является игровая деятельность. Манулейко З.А. считает, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Игровые методы обучения используют различные способы мотивации: 1. Совместное решение игровых зада ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru