Патриотизм как профессиональное качество военнослужащих

Страница 2

Что же такое патриотизм? Как подходят к его определению современные российские ученые? Толковый словарь под редакцией Л.Я. Дятченко определяет это понятие как "чувство привязанности к стране рождения или проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы". Аналогично по содержанию трактует это понятие И. Волков: "Российский патриотизм - это патриотизм людей всех национальностей, проживающих на территории РФ, это любовь к Российскому государству как единой Родине для населяющих его народов, это гордость за принадлежность к этому государству, ответственность за его настоящее и будущее".В.Н. Гончаров и В.Н. Филиппов в своей монографии считают, что "истинные русские люди, это те, которые живут на русской земле, считают ее своей Родиной и не предают ее по первому зову из-за кордона" . Данную позицию разделяет В.В. Бобров, В.Н. Турченко и ряд других крупных ученых.

Понятие "патриотизм" жестко не детерминировано этническим происхождением. Великий русский поэт Пушкин, художник-маринист Айвазовский, генерал Багратион были не русскими по крови, но осознавали себя принадлежащими к великорусской нации и культуре, идентифицировали себя великороссами.

Принижение патриотизма началось с роста революционного движения в России в начале ХХ века. Это был способ разложения скреп социальной системы. В работе "О национальной гордости великороссов" В.И. Ленин поделил патриотизм по классовому признаку и, конечно, в плане решения задач смены существующего социального строя поступил научно выверенно, хотя кризис духа и упадок патриотизма в среде российской интеллигенции созрел уже к началу ХХ века - как можно иначе понимать поздравления либеральными профессорами и студентами Московского университета в 1905 году японского микадо с победой в войне с Россией? Интеллигенция, мозг нации, подготовила народ к восприятию реалий революции 1917 года, а затем была большей частью уничтожена или выброшена за границу. По мнению знаменитого французского социолога Г. Лебона "Народ может потерять очень многое, претерпевать всевозможные катастрофы и быть еще в состоянии подняться. Но им все потеряно, и ему уже никогда не подняться, если он потерял свою душу". Под душой Лебон подразумевал совокупность общих идей и чувств.

Источник самовозрождения патриотической идеологии, ценностей, поведения заключается прежде всего в общественных и личностных потребностях. Государство нуждается в вооруженной защите, наивысших достижениях в науке, экономике, искусстве, во внутреннем источнике саморазвития этноса. Для большинства государств неприемлем путь с опорой на эксплуатацию других народов, чужих богатств и сугубо меркантильные интересы своих граждан. Значит, необходимы особые духовно-нравственные идеалы и ценности, на которых, по словам Э. Дюркгейма "формируются и базируются целые цивилизации". Следовательно, патриотизм является источником жизненных сил нации.

Исследуя различные подходы к определению сущности и содержания патриотизма, мы пришли к выводу о том, что сведение понятия "патриотизм" к психологическому чувству любви к Родине неправомерно. Понятие патриотизма гораздо шире. Это не только и не столько чувство, сколько комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности, или системное качество.

Патриотизм - это:

Социальное чувство (любовь к Отечеству).

Патриотическая идеология (выражение интересов своего народа, не во всем совпадающих, а порой противоречащих интересам других этносов).

Духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного уровня).

Критерий и одновременно итог этнической самоидентификации, то есть осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу (не обязательно по принципу тождества расы или национальности).

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора
Так как в фольклоре имеет место сотворчество множества певцов и рассказчиков, то на первый план выдвигается не только отдельные изменяющиеся произведения – результат работы многих людей, но и то общее, что объединяет отдельные произведения в группы – жанры. Особенности жанра сохраняются каждым твор ...

Организация и методика констатирующего эксперимента
Комплексное логопедическое обследование детей с дизартрией проводилось в МДОУ №85. В данном обследовании принимали участие 10 детей с дизартрией старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в ноябре 2009 г. Целью данного исследования было: выявление особенностей неречевых и речевых функц ...

Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему РФ
Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru