Патриотизм как профессиональное качество военнослужащих

Страница 3

Морально-нравственные установки, патриотическое мировоззрение.

Для военнослужащих, патриотизм, кроме вышеуказанного, является: а) фактором выбора военной профессии; б) критерием профессиональной пригодности; в) социальной ответственностью по защите интересов Родины и населяющих ее народов.

Все указанные качества и свойства личности тесно взаимодействуют друг с другом. Ослабление действенности одного из элементов этой системы ведет к ослаблению всей системы патриотических качеств и к сбоям в этой системе. Ныне наблюдается идеологический сбой, причем на государственном уровне. Внедряемая в общественное сознание в современных условиях либерально-демократическая радикальная идеология по своей сути антипатриотична, представляет собой теоретическое обоснование интересов транснациональных корпораций, идей глобализма, а в сфере религиозных идей сознательно культивирующая политеизм и экуменизм. Ее направленность космополитична, цель - не укрепление суверенной государственности, а ее ослабление. В России проведение либеральной идеологии в жизнь вызвало всеобъемлющий кризис.

Модель взаимодействия основных структур патриотизма личности представлена на схеме 2 .

Патриотизм имеет двойственный характер, т.е. может быть понят как:

1) базовая духовная ценность общенационального уровня, лежащая в основе патриотической идеологии, являющаяся критерием должного и желаемого в патриотическом поведении;

2) система качеств личности (профессионально обязательная для военнослужащих).

Следовательно, патриотизм является базирующимся на патриотических духовно-идеологических ценностях системно-комплексным качеством личности, обеспечивающим ее готовность к патриотическим социальным действиям в интересах общества.

Для более глубокого изучения феномена патриотизма необходимо уточнить его соотношение с идеологией, ценностями, установив их взаимосвязь и взаимозависимость.

В общем виде представляется вероятным, что патриотическая идеология, как составная часть общегосударственной, базируясь на патриотических духовных ценностях, является основой практического патриотического социального действия.

По мнению фактически всех исследователей, ценности - это один из ведущих мотиваторов социального действия. Соответственно, патриотические ценности - это мотиватор патриотического поведения.

Основные ценности россиян в 90-е годы проанализированы Н.И. Лапиным [34, с.6-9]:

политические (ценность суверенитета государства, независимости и т.д.);

культурные (верность традициям народа, любовь к родной культуре, языку и т.д.);

экономические (стремление к экономической независимости);

политические (патриотическая направленность государственной политики, свой путь развития);

духовные (любовь к Отечеству, готовность защищать Отечество и т.д.).

Каким образом соотносятся ценности и идеология? По мнению большинства зарубежных исследований, данные понятия тождественны, а отечественные исследователи идеологии считают систему ценностей основанием и составной частью той или иной идеологической системы. Вопросы идеологии в современной научной литературе разработаны достаточно глубоко.

Идеология, по мнению западных ученых, не содержит объективной истины и основывается на субъективных ценностных представлениях. Таким образом, западные исследователи утверждают чисто аксиологический характер идеологии.

По мнению же большинства отечественных исследователей идеологии (Ж.Т. Тощенко, В.Н. Турченко, В.А. Ядов, Н.Л. Краев, В.Н. Филиппов, В.Н. Гончаров, Ю.Г. Волков, Д.А. Волкогонов, Л.Я. Дятченко и другие) идеология, включая в себя систему ценностей народа, классов и социальных групп и, основываясь на них, представляет собой систему идей, взглядов и теорий, которые через призму интересов данного общества, отражая его объективные интересы, являются руководством к действию, призванным вызвать активные действия масс.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Пример проведения практического занятия
Практические занятия по дисциплине «Автомобили» проводятся в специализированной лаборатории. Особенностью данной лаборатории является достаточное оснащение инструментом и учебными макетами для изучения любой темы курса. Однако есть и недостатки: темы, в которых необходимо работать с крупными агрега ...

Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я.Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся мы понимаем « комплексные возможности ученика в совершении дея ...

Психологические механизмы воздействия игры на младших школьников
В теории игры К. Коффки, с точки зрения гештальтпсихологии, игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно Коффке, похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами, но такое обращение с вещами характерно только для детства. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru