Патриотизм как профессиональное качество военнослужащих

Страница 4

Ценности являются определяющим элементом культуры, ее ядром. Это критерии, мерки должного поведения, оценки действий, предметов, идей и мнений, которые представляют собой желаемое, предпочтительное для данного социального субъекта; являются критерием оценки реальных явлений; определяют смысл целенаправленной деятельности; регулируют социальные взаимодействия; внутренне побуждают к деятельности, выступая в качестве социальных мотиваций.

По уровням функционирования Здравомыслов, Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая и другие социологи выделяют следующие духовные ценности:

1) общечеловеческие гуманистические;

2) общегосударственные (общенациональные);

3) социально-групповые (классовые, религиозные);

4) личностные ценности.

Патриотизм как базовая ценность общегосударственного уровня входит в систему ценностных ориентаций военнослужащих в качестве профессионально значимой ценности.

Исследование соотношения и взаимосвязи понятий "патриотизм", "ценности", "идеология", наличие общих моментов, присущих в чувственно-эмоциональной, духовно-ценностной и практически деятельностной сфере реализации патриотизма у представителей всех социальных групп данного общества позволяет говорить о патриотизме как системе качеств личности, которая включает три основных структуры:

Чувственно-эмоциональную, включающую чувства:

любви к малой родине;

веры в силы и возможности своего народа;

гордости за принадлежность к своей нации;

осознания величия и роли Отечества в истории;

любви к национальной культуре;

готовности к защите Родины;

сопричастности к проблемам государства и народа;

взаимной привязанности индивидов в рамках этноса, социальной группы;

и другие.

Духовно-ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:

высокую жертвенность на благо Отечества;

способность ставить интересы Отечества выше личных;

глубокое уважение духовно-нравственного наследия народа;

преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня;

верность системе национально-конфессиональных духовных ценностей;

товарищество и взаимопомощь.

Практически-деятельную, включающую практические действия личности, отражающие его патриотическое сознание:

готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;

конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;

преобладание ценностей общегосударственного уровня в системе ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;

соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам;

самоидентификацию личности с определенным этносом и высокую степень внутринациональной сплоченности;

осознанность национально-государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе.

Как видно из вышеизложенного, роль элементов первой структуры играют чувства, элементами второй, являются духовные ценности, отражающие жизненно-важные интересы народа и представляющие собой своего рода фильтр: а) должного; б) желаемого; в) допустимого поведения личности.

Третья структура - патриотическое поведение - состоит из практических социальных действий, реализующих практически вышеуказанные ценности и чувства, и являющихся в определенном смысле мерой соответствия декларируемого действительному. Анализ этой структуры предполагает акцентировку внимания на том, что патриотизм проявляется и в качестве: вектора социального поведения; итога этнической самоидентификации личности, осознания ее принадлежности к определенному народу; государственно-значимой цели воспитания. Для военнослужащих, кроме того, патриотизм играет дополнительные роли: фактора выбора военной профессии как особого, почетного вида государственной службы; критерия его профессиональной пригодности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Игровые технологии
“Игровая технология”. Учебные занятия организуются так, чтобы каждый студент целенаправленно реализовал учебную деятельность в соответствии со своими образовательными потребностями. В экономическом образовании технологии, о которых мы ведем речь, носят название деловых игр. Имитационные игры являют ...

Концепция организации педагогического процесса
Чтобы создать авторскую концепцию по организации педагогического процесса, необходимо определить понятие "педагогический процесс". Согласно определению Б.Т. Лихачёва, педагогический процесс представляет собой целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деят ...

Исследование коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника
Исследование проводилось на базе детского сада №17 города Солигорска. В исследовании участвовало 20 детей старшей возрастной группы. Список детей: 1. Арсений А. 11.Полина М. 2. Егор А. 12.Глеб М. 3. Захар Б. 13.Валерия М. 4. Валерия Б. 14.Глеб Н. 5.Ирина Г. 15.Валерия М. 6. Алёша Д. 16.Данила Р. 7. ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru