Ценности являются определяющим элементом культуры, ее ядром. Это критерии, мерки должного поведения, оценки действий, предметов, идей и мнений, которые представляют собой желаемое, предпочтительное для данного социального субъекта; являются критерием оценки реальных явлений; определяют смысл целенаправленной деятельности; регулируют социальные взаимодействия; внутренне побуждают к деятельности, выступая в качестве социальных мотиваций.
По уровням функционирования Здравомыслов, Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая и другие социологи выделяют следующие духовные ценности:
1) общечеловеческие гуманистические;
2) общегосударственные (общенациональные);
3) социально-групповые (классовые, религиозные);
4) личностные ценности.
Патриотизм как базовая ценность общегосударственного уровня входит в систему ценностных ориентаций военнослужащих в качестве профессионально значимой ценности.
Исследование соотношения и взаимосвязи понятий "патриотизм", "ценности", "идеология", наличие общих моментов, присущих в чувственно-эмоциональной, духовно-ценностной и практически деятельностной сфере реализации патриотизма у представителей всех социальных групп данного общества позволяет говорить о патриотизме как системе качеств личности, которая включает три основных структуры:
Чувственно-эмоциональную, включающую чувства:
любви к малой родине;
веры в силы и возможности своего народа;
гордости за принадлежность к своей нации;
осознания величия и роли Отечества в истории;
любви к национальной культуре;
готовности к защите Родины;
сопричастности к проблемам государства и народа;
взаимной привязанности индивидов в рамках этноса, социальной группы;
и другие.
Духовно-ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:
высокую жертвенность на благо Отечества;
способность ставить интересы Отечества выше личных;
глубокое уважение духовно-нравственного наследия народа;
преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня;
верность системе национально-конфессиональных духовных ценностей;
товарищество и взаимопомощь.
Практически-деятельную, включающую практические действия личности, отражающие его патриотическое сознание:
готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;
конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;
преобладание ценностей общегосударственного уровня в системе ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;
соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам;
самоидентификацию личности с определенным этносом и высокую степень внутринациональной сплоченности;
осознанность национально-государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе.
Как видно из вышеизложенного, роль элементов первой структуры играют чувства, элементами второй, являются духовные ценности, отражающие жизненно-важные интересы народа и представляющие собой своего рода фильтр: а) должного; б) желаемого; в) допустимого поведения личности.
Третья структура - патриотическое поведение - состоит из практических социальных действий, реализующих практически вышеуказанные ценности и чувства, и являющихся в определенном смысле мерой соответствия декларируемого действительному. Анализ этой структуры предполагает акцентировку внимания на том, что патриотизм проявляется и в качестве: вектора социального поведения; итога этнической самоидентификации личности, осознания ее принадлежности к определенному народу; государственно-значимой цели воспитания. Для военнослужащих, кроме того, патриотизм играет дополнительные роли: фактора выбора военной профессии как особого, почетного вида государственной службы; критерия его профессиональной пригодности.
Педагогические заметки:
Целостность содержания народного воспитания
Дагестанские педагоги исследовали отдельные направления воспитания у народов Дагестана: трудового (Пашаева Р. М.), нравственного (Магомедова 3. М.), эстетического (Магомедов А. М.). Такой подход, на наш взгляд, нарушает принцип целостности содержания народного воспитания. Обращение только к одним н ...
Проблемы профессионального самоопределения молодежи в современных условиях
Такая ситуация актуализирует востребованность в нашем обществе различных форм профориентационной работы. Обозначенное направление работы стало активно развиваться у нас со второй половины восьмидесятых годов прошлого века, когда в крупных городах России были открыты центры профориентации молодежи, ...
Развитие творческих способностей учащихся в инновационных технологиях обучения
Разработка технологии обучения преподавателям это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя. Практически это постоянная мыслительная поисковая и ...