Чтобы воспитать всесторонне развитого ребенка и подготовить его к обучению грамоте педагогу необходимо особым образом выстроить работу по воспитанию звуковой стороны речи, используя эффективные методы и приемы.
Необходимо учитывать, что логопедическая работа должна строиться на общих дидактических принципах. Важнейшими из них с точки зрения О. А. Токаревой являются:
1.
Принцип максимального использования в работе различных анализаторов.
Так, благодаря сохранному слуховому анализатору, ребенок учится узнавать и выделять нужный звук среди других речевых звуков. Посредством зрительного анализатора ребенок воспринимает движения речевых органов логопеда и воспроизводит их.
2.
Принцип сознательности.
Приступая к работе над исправлением произношения, нужно, чтобы ребенок сам осознавал свой дефект и необходимость его устранения.
3.
Принцип поэтапности
. В процессе исправления произношения принято выделять три последовательных этапа:
а) Выделение дефектно произносимого звука и его исправление, то есть установление новых элементарных нервных связей;
б) Включение исправленного звука в стереотип слогов, слов и их сочетаний, то есть его автоматизация;
в) Сопоставление исправленного звука с другими, артикуляционно близкими ему звуками, то есть дифференциация.
4.
Принцип последовательности и параллельности в работе над звуками
. Речевые звуки одной фонетической группы должны ставиться и исправляться в определенной последовательности. Эта последовательность определяется прежде всего общим дидактическим правилом, согласно которому в обучении следует идти от простого к сложному, ведь артикуляция звуков складывается из отдельных артикуляционных движений различной степени трудности.
5. Принцип формирования произношения в условиях естественного живого общения.
Недостатки произношения фонем – характерная черта косноязычия. Намечая пути преодоления косноязычия нельзя не учитывать его природу. В одних случаях намечается обширная программа логопедических занятий, включающая работу над словарем, грамматическим строем речи, развитием фонематического слуха и произношением. В других случаях программа включает работу над произношением, лишь попутно связанную с уточнением фонематического слуха и преодолением нарушений письма. Также программа может ограничиться одной лишь коррекцией произношения.
Таким образом, как любая дисциплина, звуковая культура речи, как раздел методики развития речи детей, должна опираться на соответствующие методические принципы.
На этапы логопедического воздействия указывают многие авторы — это Б.М. Гриншпун, Ф. Рау, Т.В. Волосовец, М.Ф. Фомичева, Н.А. Чевелева и многие другие.
Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, — этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, то есть все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться. На каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
А вот Т.В. Волосовец в своем «Практикуме по звукопроизношению» выделяет три этапа работы воспитателя и логопеда: подготовительный этап, этап появления звука и этап усвоения звука. Она уверяет, что воспитать у ребенка произнесение всех звуков и достигнуть тем самым желаемых результатов можно только в том случае, если логопед и воспитатель ясно представляют особенности не только своей работы, но и работы своего коллеги.
Н.А. Чевелева считает, что всю логопедическую работу можно условно разделить на 2 этапа: подготовительный и этап формирования произносительных умений и навыков.
Основными задачами подготовительного этапа являются: развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
В задачи второго этапа входят: устранение неправильного звукопроизношения; развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или звучанию; формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.
Б. М. Гриншпун в статье «Дислалия» так выделяет такие этапы логопедической работы, которые могут быть взяты за основу построения занятия по формированию любой стороны речи:
Педагогические заметки:
Организация и методическое обеспечение факультатива «Декорирование окон»
Правильная организация рабочего места во многом зависит от его инициативы, творческого отношения к работе. Хорошо оснащенное и организованное, оно в значительной степени влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса. При организации рабочего места мастера производственного обучения должны ...
Программа работы социального педагога по профилактике социально-психологической
дезадаптации младших подростков
Анализ результатов психологической диагностики, проведенной в МОУ СОШ с. Сеченово среди дезадаптированных младших подростков 10–12 лет в количестве 18 человек, свидетельствует о том, что у некоторых ребят заметно повышен отрицательный эмоциональный фон; ярко выражены тревожности, агрессивность, зам ...
Методика проведения занятий по формированию
технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на
формирующем этапе эксперимента
Программа по изобразительной деятельности в детском саду предусматривает решение следующих задач: воспитывать интерес к художественной деятельности, развивать восприятие, воображение, формировать образные представления, развивать творческие способности, учить способам создания изображений. На занят ...