Содержание понятия "самоконтроль поведения"

Страница 1

Самоконтроль поведения - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.

Самоконтроль проявляется всякий раз, когда "данное поведение человека имеет меньшую вероятность проявления с точки зрения его предыдущего поведения, чем другая возможная реакция". Например, самоконтроль имеет место, если раньше курили, а теперь нет, или если слишком много ели в прошлом, а теперь установили для себя более умеренную и разумную диету. При самоконтроле желаемая реакция (некурение, умеренное питание) часто сопровождается непосредственно неприятными, но, в конечном итоге, желаемыми последствиями, а альтернативные реакции (курение, чрезмерное питание) дают приятные, но в конечном итоге аверсивные (от англ. aversion — отвращение) результаты.

Я. И. Цуриковский одним из первых приступил к изучению проблемы самоконтроля поведения. Он вводит в рассмотрение 4 фазы контрольного процесса: 1)исходную – толчковую, 2) начальную – созидательную, 3)центральную – отменяющую, 4) завершающую – преобразующую. "Толкателем" личности к контрольном действию является необходимость консультации психической деятельности практики в отношении ее адекватности. Начально-созидательная фаза контрольного акта заключается в сопоставлении отражаемого и преобразуемого с практикой. Затем следует центрально-отменяющая фаза, на которой совершается объективная констатация, т.е. утверждение в контролируемых сопоставлениях либо несоответствия отражаемого и преобразуемого на практике, либо отсутствия неадекватности между ними. Я. И. Цуриковский признает, что контрольный акт не всегда должен заканчиваться коррекцией и может ограничиваться только констатацией. Но все же "контрольные процессы следует рассматривать как отрицающие психические процессы, поскольку посредством именно этих процессов личность под воздействием практики (в широком ее смысле) отменяет в психической деятельности неадекватные (т. е. не оправдывающиеся практикой) акты". И в другом месте: " .контрольность как завершающее последействие психической деятельности человека постоянно подвергает отрицанию, отмене и исправлению все психические процессы, в том числе мыслительные, несоответствующие объективной реальности". Из приведенного можно заключить, что Я. И. Цуриковский все-таки настаивает на придании самоконтролю императивной функции.

Касаясь теоретических вопросов самовоспитания, А. Я. Арет говорит о самоконтроле как о способности человека следить за собой, проверять себя, отдавать себе отчет в своем поведении и деятельности, квалифицируя их на основе принятых критериев. В контексте проблемы самовоспитания на вопросах самоконтроля останавливается и Л. И. Рувинский. Он ограничивает функцию самоконтроля установлением отклонения реализованной программы от заданной и внесением соответствующих корректив в план деятельности. Иными словами, корректирование плана деятельности происходит в результате установления отклонения реализованного плана от заданного, т. е. самоконтроль способствует реализации и уточнению уже существующего плана, но, вместе с тем, он не подменяет собой собственно процесс планирования, который протекает в соответствии с целями и мотивами личности. По мнению автора, самоконтроль является лишь функцией саморегуляции и нет оснований отождествлять их между собой. Его функция носит проверочный характер и заключается в установлении степени совпадения между эталоном и контролируемой составляющей.

С социальным уровнем связано изучение человека, включенного в систему общественных отношений как участника различных социальных групп и коллективов. С этим же уровнем связано проявление одного из самых сложных видов самоконтроля - социального. Процесс общения людей друг с другом, их поведение в обществе немыслимы без актуализации механизма социального самоконтроля, с помощью которого человек осознанно контролирует свои отношения, свое поведение в соответствии с усвоенной им системой социальных эталонов. Роль этих эталонов выполняют социальные нормы (нравственные этические, правовые), или образцы поведения, указывающие на определенную направленность общественного поведения подростков и способствующие организованности и стабильности общества. Как отмечает Т. Шибутани, в человеческом обществе каждый участник постоянно контролирует свое поведение, ориентируясь на реальные или предполагаемые реакции других людей. Сформированность социального самоконтроля проявляется в умении человека как бы посмотреть на себя со стороны, глазами окружающих его людей, с тем чтобы проверить с их точки зрения все, что он намеревается совершить.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Воспитание нравственной культуры личности
В процессе воспитания личности исключительно важное значе­ние имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во мно­жестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласов ...

Психолого-педагогические развития мыслительныхопераций у детей 6–7 лет
На основе анализа научной литературы мы выделим ряд психолого-педагогических условий для развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения. Первым условием развития мыслительных операций у детей 6–7 лет является организация образовательного процесса в ДОУ на основе сочетания разли ...

Средства целостного педагогического процесса
Средства целостного педагогического процесса — совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции. Рассмотрим основные виды средств обучения и воспитания и их классификацию. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru