Содержание понятия "самоконтроль поведения"

Страница 1

Самоконтроль поведения - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.

Самоконтроль проявляется всякий раз, когда "данное поведение человека имеет меньшую вероятность проявления с точки зрения его предыдущего поведения, чем другая возможная реакция". Например, самоконтроль имеет место, если раньше курили, а теперь нет, или если слишком много ели в прошлом, а теперь установили для себя более умеренную и разумную диету. При самоконтроле желаемая реакция (некурение, умеренное питание) часто сопровождается непосредственно неприятными, но, в конечном итоге, желаемыми последствиями, а альтернативные реакции (курение, чрезмерное питание) дают приятные, но в конечном итоге аверсивные (от англ. aversion — отвращение) результаты.

Я. И. Цуриковский одним из первых приступил к изучению проблемы самоконтроля поведения. Он вводит в рассмотрение 4 фазы контрольного процесса: 1)исходную – толчковую, 2) начальную – созидательную, 3)центральную – отменяющую, 4) завершающую – преобразующую. "Толкателем" личности к контрольном действию является необходимость консультации психической деятельности практики в отношении ее адекватности. Начально-созидательная фаза контрольного акта заключается в сопоставлении отражаемого и преобразуемого с практикой. Затем следует центрально-отменяющая фаза, на которой совершается объективная констатация, т.е. утверждение в контролируемых сопоставлениях либо несоответствия отражаемого и преобразуемого на практике, либо отсутствия неадекватности между ними. Я. И. Цуриковский признает, что контрольный акт не всегда должен заканчиваться коррекцией и может ограничиваться только констатацией. Но все же "контрольные процессы следует рассматривать как отрицающие психические процессы, поскольку посредством именно этих процессов личность под воздействием практики (в широком ее смысле) отменяет в психической деятельности неадекватные (т. е. не оправдывающиеся практикой) акты". И в другом месте: " .контрольность как завершающее последействие психической деятельности человека постоянно подвергает отрицанию, отмене и исправлению все психические процессы, в том числе мыслительные, несоответствующие объективной реальности". Из приведенного можно заключить, что Я. И. Цуриковский все-таки настаивает на придании самоконтролю императивной функции.

Касаясь теоретических вопросов самовоспитания, А. Я. Арет говорит о самоконтроле как о способности человека следить за собой, проверять себя, отдавать себе отчет в своем поведении и деятельности, квалифицируя их на основе принятых критериев. В контексте проблемы самовоспитания на вопросах самоконтроля останавливается и Л. И. Рувинский. Он ограничивает функцию самоконтроля установлением отклонения реализованной программы от заданной и внесением соответствующих корректив в план деятельности. Иными словами, корректирование плана деятельности происходит в результате установления отклонения реализованного плана от заданного, т. е. самоконтроль способствует реализации и уточнению уже существующего плана, но, вместе с тем, он не подменяет собой собственно процесс планирования, который протекает в соответствии с целями и мотивами личности. По мнению автора, самоконтроль является лишь функцией саморегуляции и нет оснований отождествлять их между собой. Его функция носит проверочный характер и заключается в установлении степени совпадения между эталоном и контролируемой составляющей.

С социальным уровнем связано изучение человека, включенного в систему общественных отношений как участника различных социальных групп и коллективов. С этим же уровнем связано проявление одного из самых сложных видов самоконтроля - социального. Процесс общения людей друг с другом, их поведение в обществе немыслимы без актуализации механизма социального самоконтроля, с помощью которого человек осознанно контролирует свои отношения, свое поведение в соответствии с усвоенной им системой социальных эталонов. Роль этих эталонов выполняют социальные нормы (нравственные этические, правовые), или образцы поведения, указывающие на определенную направленность общественного поведения подростков и способствующие организованности и стабильности общества. Как отмечает Т. Шибутани, в человеческом обществе каждый участник постоянно контролирует свое поведение, ориентируясь на реальные или предполагаемые реакции других людей. Сформированность социального самоконтроля проявляется в умении человека как бы посмотреть на себя со стороны, глазами окружающих его людей, с тем чтобы проверить с их точки зрения все, что он намеревается совершить.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Содержание и методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях
Занятия со старшими дошкольниками являются самым сложным периодом обучения труду. Это объясняется разнородностью состава детей по степени сформированности уровня трудовой деятельности. Поэтому перед нами в первую очередь стояла задача адекватной оценки состава дошкольников и их знаний и умений. В о ...

Тест, как форма контроля знаний
Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся. Различают дв ...

Особенности формирования организованной творческой среды в условиях детского сада
В формировании духовного мира ребёнка огромная роль принадлежит музыкально- театральному искусству. По словам В.А. Сухомлинского духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Музыка- язык чувств, а театр, по словам С.В. Образцова, - ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru