Компетентностная программа дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность»

Информация о педагогике » Компетентностный подход к построению педагогического процесса » Компетентностная программа дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность»

Страница 1

Проблема повышения качества высшего образования в настоящее время тесно соотносится с разработкой основных образовательных программ и программ по дисциплинам. Поэтому естественно, что компетентностные инновации, прежде всего, находят свое отражение именно в образовательных программах.

В главе 1 (пункт 1) мы рассмотрели основные европейские и российские ключевые компетенции. Этот перечень ключевых компетенций дан в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

Всё изложенное выше подтолкнуло нас к разработке инновационно-компетентностной модели образовательной программы, материалом для которой явилась образовательная программа учебной дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность» для студентов-бакалавров 3 курса специальности 050700 Педагогика. В нашей работе мы попробовали отобразить как новый компетентностный подход, так и формируемые на основе освоения этой программы профессиональные компетентности.

В Приложении 1 приводится общая характеристика данной образовательной программы. В приводимую нами общую характеристику включены:

1) цели и задачи дисциплины;

2) требования к уровню освоения дисциплины;

3) объём дисциплины и виды учебной работы.

Конкретная инновационно-компетентностная модификация содержания дисциплины представлена ниже.

Таблица 2. Потенциальная возможность дидактических единиц применительно к формированию пяти профессиональных компетентностей

компетентности учебная дисциплина

общекультурные

учебно-познавательные

информационные

коммуникативные

социального взаимодействия

Введение в научно-исследовательскую деятельность

1, 15, 18, 35, 36

3, 7, 8 10, 12, 16, 20, 28

5, 6, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 24, 26, 27, 29, 30

2, 31, 32, 33

4, 34

Анализ данных этой таблицы показал, что дидактический блок потенциально соотносится с содержанием социальных компетентностей. Одни дидактические единицы в большей, другие в меньшей степени соответствуют то или иной профессиональной компетентности.

Приведем еще одну таблицу (3) в качестве априорной вероятности значимости каждого из четырех компонентов профессиональных компетентностей в процессе изучения выбранной дисциплины (ранговое порядковое распределение; 1 – высший ранг).

Таблица 3. Априорная вероятность значимости каждого из четырех компонентов профессиональных компетентностей в процессе усвоения дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность».

учебная дисциплина компоненты

Знание

Умение, опыт

Отношение

компетентности

ОК

УП

И

К

СВ

ОК

УП

И

К

СВ

ОК

УП

И

К

СВ

Введение в научно-исследовательскую деятельность

1

1

1

2

4

2

1

1

2

4

2

4

4

1

1

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Содержание и методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях
Занятия со старшими дошкольниками являются самым сложным периодом обучения труду. Это объясняется разнородностью состава детей по степени сформированности уровня трудовой деятельности. Поэтому перед нами в первую очередь стояла задача адекватной оценки состава дошкольников и их знаний и умений. В о ...

Понятие «игровой метод» в обучении иностранному языку
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, такие как Эльконин Д.Б., Стронин М.Ф., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Д.Б. Эльконина, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на то, что игровая деятельность на уроке ...

Обучение просмотровому чтению
В зависимости от цели просмотрового чтения и степени полноты извлечения информации выделяют 4 подвида просмотрового чтения: Конспективное – для выделения основных мыслей. Оно заключается в восприятии только наиболее значимых смысловых единиц текста, составляющих логико-фактологическую цепочку. Рефе ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru