Компетентностная программа дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность»

Информация о педагогике » Компетентностный подход к построению педагогического процесса » Компетентностная программа дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность»

Страница 1

Проблема повышения качества высшего образования в настоящее время тесно соотносится с разработкой основных образовательных программ и программ по дисциплинам. Поэтому естественно, что компетентностные инновации, прежде всего, находят свое отражение именно в образовательных программах.

В главе 1 (пункт 1) мы рассмотрели основные европейские и российские ключевые компетенции. Этот перечень ключевых компетенций дан в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.

Всё изложенное выше подтолкнуло нас к разработке инновационно-компетентностной модели образовательной программы, материалом для которой явилась образовательная программа учебной дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность» для студентов-бакалавров 3 курса специальности 050700 Педагогика. В нашей работе мы попробовали отобразить как новый компетентностный подход, так и формируемые на основе освоения этой программы профессиональные компетентности.

В Приложении 1 приводится общая характеристика данной образовательной программы. В приводимую нами общую характеристику включены:

1) цели и задачи дисциплины;

2) требования к уровню освоения дисциплины;

3) объём дисциплины и виды учебной работы.

Конкретная инновационно-компетентностная модификация содержания дисциплины представлена ниже.

Таблица 2. Потенциальная возможность дидактических единиц применительно к формированию пяти профессиональных компетентностей

компетентности учебная дисциплина

общекультурные

учебно-познавательные

информационные

коммуникативные

социального взаимодействия

Введение в научно-исследовательскую деятельность

1, 15, 18, 35, 36

3, 7, 8 10, 12, 16, 20, 28

5, 6, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 24, 26, 27, 29, 30

2, 31, 32, 33

4, 34

Анализ данных этой таблицы показал, что дидактический блок потенциально соотносится с содержанием социальных компетентностей. Одни дидактические единицы в большей, другие в меньшей степени соответствуют то или иной профессиональной компетентности.

Приведем еще одну таблицу (3) в качестве априорной вероятности значимости каждого из четырех компонентов профессиональных компетентностей в процессе изучения выбранной дисциплины (ранговое порядковое распределение; 1 – высший ранг).

Таблица 3. Априорная вероятность значимости каждого из четырех компонентов профессиональных компетентностей в процессе усвоения дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность».

учебная дисциплина компоненты

Знание

Умение, опыт

Отношение

компетентности

ОК

УП

И

К

СВ

ОК

УП

И

К

СВ

ОК

УП

И

К

СВ

Введение в научно-исследовательскую деятельность

1

1

1

2

4

2

1

1

2

4

2

4

4

1

1

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора
Так как в фольклоре имеет место сотворчество множества певцов и рассказчиков, то на первый план выдвигается не только отдельные изменяющиеся произведения – результат работы многих людей, но и то общее, что объединяет отдельные произведения в группы – жанры. Особенности жанра сохраняются каждым твор ...

Роль жизненной среды в развитии ребенка
Л.С. Выготский в работе «Вопросы детской психологии» писал следующее: «Одна из самых величайших помех для теоретического и практического изучения детского развития – неправильное решение проблемы среды и ее роли в динамике возраста, когда среда рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребен ...

Организация и содержание коррекционно-развивающей работы с использованием средств искусства
Для осуществления коррекционной работы была выбрана модель комбинированного занятия, впервые предложенная в работе Венгер А. А., Выгодской Г. Л., Леонгард Э. И. «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения». Специфика комбинированного занятия заключается в том, что оно не объединено общей целью ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru