Проблема повышения качества высшего образования в настоящее время тесно соотносится с разработкой основных образовательных программ и программ по дисциплинам. Поэтому естественно, что компетентностные инновации, прежде всего, находят свое отражение именно в образовательных программах.
В главе 1 (пункт 1) мы рассмотрели основные европейские и российские ключевые компетенции. Этот перечень ключевых компетенций дан в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.
Всё изложенное выше подтолкнуло нас к разработке инновационно-компетентностной модели образовательной программы, материалом для которой явилась образовательная программа учебной дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность» для студентов-бакалавров 3 курса специальности 050700 Педагогика. В нашей работе мы попробовали отобразить как новый компетентностный подход, так и формируемые на основе освоения этой программы профессиональные компетентности.
В Приложении 1 приводится общая характеристика данной образовательной программы. В приводимую нами общую характеристику включены:
1) цели и задачи дисциплины;
2) требования к уровню освоения дисциплины;
3) объём дисциплины и виды учебной работы.
Конкретная инновационно-компетентностная модификация содержания дисциплины представлена ниже.
Таблица 2. Потенциальная возможность дидактических единиц применительно к формированию пяти профессиональных компетентностей
|  
 компетентности учебная дисциплина  |   
 общекультурные  |   
 учебно-познавательные  |   
 информационные  |   
 коммуникативные  |   
 социального взаимодействия  |  
|  
 Введение в научно-исследовательскую деятельность  |   
 1, 15, 18, 35, 36  |   
 3, 7, 8 10, 12, 16, 20, 28  |   
 5, 6, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 24, 26, 27, 29, 30  |   
 2, 31, 32, 33  |   
 4, 34  |  
Анализ данных этой таблицы показал, что дидактический блок потенциально соотносится с содержанием социальных компетентностей. Одни дидактические единицы в большей, другие в меньшей степени соответствуют то или иной профессиональной компетентности.
Приведем еще одну таблицу (3) в качестве априорной вероятности значимости каждого из четырех компонентов профессиональных компетентностей в процессе изучения выбранной дисциплины (ранговое порядковое распределение; 1 – высший ранг).
Таблица 3. Априорная вероятность значимости каждого из четырех компонентов профессиональных компетентностей в процессе усвоения дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность».
|  
 учебная дисциплина компоненты  |   
 Знание  |   
 Умение, опыт  |   
 Отношение  |  ||||||||||||
|  
 компетентности  |   
 ОК  |   
 УП  |   
 И  |   
 К  |   
 СВ  |   
 ОК  |   
 УП  |   
 И  |   
 К  |   
 СВ  |   
 ОК  |   
 УП  |   
 И  |   
 К  |   
 СВ  |  
|  
 Введение в научно-исследовательскую деятельность  |   
 1  |   
 1  |   
 1  |   
 2  |   
 4  |   
 2  |   
 1  |   
 1  |   
 2  |   
 4  |   
 2  |   
 4  |   
 4  |   
 1  |   
 1  |  
Педагогические заметки:
Понятие инициативности
	 Для того чтобы поддерживать инициативность, сначала необходимо определиться – что именно необходимо поддержать и как определить, имеются ли какие-либо продвижения. Сначала рассмотрим данное понятие в словарях: 1) Инициативный 1. Обладающий инициативой, предприимчивостью. 2 Сделавший почин в каком-н ...
	
Методика организации занятий в разновозрастных группах
	 Существует много путей повышения эффективности общих занятий с детьми разного возраста по одному разделу программы и все они могут использоваться в сельских и городских малокомплектных дошкольных учреждениях. Но в каждом конкретном случае надо тщательно продумывать программное содержание занятия и  ...
	
Сущность, закономерности и принципы целостного педагогического образования
	 Сущность педагогического образования. Поскольку образование как предмет педагогики – это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» будут синонимичными. Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанник ...