Проблема повышения качества высшего образования в настоящее время тесно соотносится с разработкой основных образовательных программ и программ по дисциплинам. Поэтому естественно, что компетентностные инновации, прежде всего, находят свое отражение именно в образовательных программах.
В главе 1 (пункт 1) мы рассмотрели основные европейские и российские ключевые компетенции. Этот перечень ключевых компетенций дан в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций.
Всё изложенное выше подтолкнуло нас к разработке инновационно-компетентностной модели образовательной программы, материалом для которой явилась образовательная программа учебной дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность» для студентов-бакалавров 3 курса специальности 050700 Педагогика. В нашей работе мы попробовали отобразить как новый компетентностный подход, так и формируемые на основе освоения этой программы профессиональные компетентности.
В Приложении 1 приводится общая характеристика данной образовательной программы. В приводимую нами общую характеристику включены:
1) цели и задачи дисциплины;
2) требования к уровню освоения дисциплины;
3) объём дисциплины и виды учебной работы.
Конкретная инновационно-компетентностная модификация содержания дисциплины представлена ниже.
Таблица 2. Потенциальная возможность дидактических единиц применительно к формированию пяти профессиональных компетентностей
|
компетентности учебная дисциплина |
общекультурные |
учебно-познавательные |
информационные |
коммуникативные |
социального взаимодействия |
|
Введение в научно-исследовательскую деятельность |
1, 15, 18, 35, 36 |
3, 7, 8 10, 12, 16, 20, 28 |
5, 6, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 24, 26, 27, 29, 30 |
2, 31, 32, 33 |
4, 34 |
Анализ данных этой таблицы показал, что дидактический блок потенциально соотносится с содержанием социальных компетентностей. Одни дидактические единицы в большей, другие в меньшей степени соответствуют то или иной профессиональной компетентности.
Приведем еще одну таблицу (3) в качестве априорной вероятности значимости каждого из четырех компонентов профессиональных компетентностей в процессе изучения выбранной дисциплины (ранговое порядковое распределение; 1 – высший ранг).
Таблица 3. Априорная вероятность значимости каждого из четырех компонентов профессиональных компетентностей в процессе усвоения дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность».
|
учебная дисциплина компоненты |
Знание |
Умение, опыт |
Отношение | ||||||||||||
|
компетентности |
ОК |
УП |
И |
К |
СВ |
ОК |
УП |
И |
К |
СВ |
ОК |
УП |
И |
К |
СВ |
|
Введение в научно-исследовательскую деятельность |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
4 |
4 |
1 |
1 |
Педагогические заметки:
Понятие выносливости. Факторы проявления выносливости
упражнение физический выносливость воспитание Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени. Мерилом выносливости является время, в ...
Методические рекомендации по организации
педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности
В соответствии с выявленными особенностями осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности, действие данного процесса выражается в переводе репродуктивно-подражательной и поисково-исполнительской активности школьников в творческую посредством применения творчески-ориентированных фо ...
Защита собственных проектов
Такие возможности обеспечивает метод „Защита собственных проектов”. Он направлен на активизацию умственных способностей ученика, формирования у него критического мышления, постижения в первую очередь себя как личности. Эффективность применения метода зависит от многих факторов: меры овладения класс ...