Условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 7

Продумывая упражнения и систему заданий, направленных на формирование изобразительных навыков и умений, следует помнить, что буквальное повторение одних и тех же заданий детям скучно и не приводит, как правило, к успеху. Другое дело, если задача всякий раз несколько усложняется, предстает в другом варианте.

Специфика изобразительной деятельности состоит в том, что одни и те же навыки, умения, способы действия отрабатываются при выполнении разных изображений. Так, формообразующее движение, необходимое для рисования предметов круглой формы, будет совершенствоваться и закрепляться при рисовании любых предметов такой формы. Этим обеспечивается и вариативность упражнений. Вместе с тем данное обстоятельство предоставляет возможное при использовании определенной методики формировать у детей обобщенные изобразительные навыки и умения (с помощью которых можно изображать разные предметы и явления), что позволит детям самостоятельно, не ожидая показа педагога, передавать в рисунке, лепке, аппликации разнообразные впечатления от окружающего мира. Это вооружает их той свободой действия, которая необходима для творчества.

Исследовательский и эвристический методы в обучении изобразительной деятельности дошкольников используются в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, т. е. на развитие творческого мышления, воображения. Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности. Так, например, анализируя с детьми форму и строение предмета, который они будут затем изображать, воспитатель предлагает подумать, как нужно расположить лист бумаги и изображение на нем, чтобы рисунок выглядел красиво. В другом случае дети выполняют аппликацию: вырезают и наклеивают тележку. Когда работа будет готова, педагог предлагает ребятам вырезать и наклеить то, что везет их тележка, при этом каждый может проявить фантазию (игрушки, овощи, кирпичики и др.).

Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческое задание: передать сюжет литературного произведения, реализовать собственный замысел. Воспитатель прежде всего руководит формированием замысла, для чего требуется активизировать, мобилизовать весь предшествующий опыт детей, направить их на решение новой задачи. Старшим детям, которые знают много сказок, рассматривали различные иллюстрации в книгах, знакомы с произведениями декоративно-прикладного искусства, рисовали, вырезывали и наклеивали различные здания, предлагают создать сказочный дворец. Воспитатель спрашивает, что дети хотят нарисовать, затем уточняет с ними, где и как они нарисуют задуманное. При этом внимание ребят сосредоточивает на главном и доступном для выполнения. Чем удачнее будет сформирован замысел, тем увереннее и самостоятельно воспитанники реализуют его. Отбирая содержание и уточняя, что, как и где надо рисовать, воспитатель вместе с тем предоставляет возможность выразить это содержание каждому по-своему.

Возрастные особенности детей 3—7 лет и специфика изобразительной деятельности требуют выделения игровых приемов обучения, которые применяются во всех группах. Игровые приемы на занятиях повышают интерес детей к изобразительной деятельности, создают положительный эмоциональный настрой и вызывают желание рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, повышают эффективность процесса обучения.

Игровые приемы обучения применимы внутри разных методов. Их можно включить как в информационно-рецептивный метод, когда предмет (игрушка), который предстоит изобразить и с которым знакомят детей, преподносится в игровой ситуации (например, в гости к детям приходит нарядная кукла и просит их нарисовать ее портрет), так и в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, никогда не наскучат.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагогические заметки:

Характеристика деятельности Путятинского Центра народного творчества по патриотическому воспитанию младших школьников
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной диф ...

Работа с молодежью как способ решения проблем молодежной субкультуры
В современной России проблемам такой многочисленной группы как молодежь уделяется с каждым годом все большее внимание. В настоящее время в России четвертая часть жителей находятся в возрасте от 14 до 29 лет. При этом Удмуртия не исключение. По последним данным в республике проживает 414990 человек, ...

Восприятие художественного объекта
В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще­ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо­ции и т.д. Именно полифония человеческой пси­хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возм ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru