Воспитатель, начиная обследование, обращает внимание детей на предмет в целом, подчеркивая его эстетические качества. («Посмотрите, какая у нас нарядная, красивая кукла»,— говорит он. Или: «Вот какой серый пушистый зайчик прискакал к нам».) Дав возможность полюбоваться игрушкой (предметом), педагог подводит детей к анализу воспринимаемого предмета, выделению его свойств: форма основной части, ее величина, форма и величина других частей, их расположение по отношению к главной части (строение предмета), цвет. Цвет можно выделять не всегда, а лишь в тех случаях, когда надо познакомить с ним, закрепить знания детей, когда цвет нужно передать точно. Если же цвет хорошо знаком, или передача его не обязательна (например, в лепке), если дети могут выбрать цвет по своему желанию, то называть его при обследовании предмета не следует. В заключение обследования педагог вновь обращает внимание на целостный облик предмета.
Обследование оказывается эффективным только во взаимосвязи со словом, указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать. Воспитатель помогает ребятам определить форму предмета, Цвет, знакомит с их названиями, направляет на сравнение форм, пропорций, обобщение свойств предметов. При этом он обязательно активизирует внимание детей: спрашивает, предлагает называть, определять, сравнивать.
При рассматривании предмета на помощь слову привлекается жест: воспитатель обводит рукой форму предмета, как бы рисуя его контур; охватывает ее руками, нажимая на места углублений, как бы вылепливая ее. Дети, следуя взором за движениями рук воспитателя, яснее будут представлять себе возможный процесс изображения. Затем педагог предлагает всем воспитанникам жестом в воздухе показать форму предмета — «обрисовать» его контур или (что очень важно при лепке) двумя руками как бы показать массу и объем его.
Только активизация детей в процессе обследования обеспечит эффективность занятия. Обследование надо закончить так, чтобы детям было понятно, как приступить к созданию изображения. Целесообразно спросить детей, с чего они начнут рисовать (лепить, вырезывать и наклеивать, а если обследовалась постройка для последующего конструирования, то конструировать).
Такой переход к процессу создания изображения подводит детей к элементарному планированию работы. Уже во второй младшей и средней группах воспитатель, рассказывая и показывая детям последовательность ее этапов, приучает их действовать в определенном порядке. Вопросы и напоминания в процессе создания изображения помогают вспоминать и уточнять порядок работы. Если воспитатель постоянно уделяет этому внимание, тогда в старшей и подготовительной группах дети постепенно овладеют этим умением и сами будут планировать очередность действий, определять их наиболее целесообразную последовательность.
Так же как обследование предмета, игрушки, проводят и обследование картинки, иллюстрации (в том случае, если нельзя рассмотреть, например, пароход, людей, животных в натуре, в движении и т. п.), образцов народного декоративно-прикладного искусства. Обследуются элементы, составляющие узор, их расположение на предметной форме, цвет отдельных элементов и цветовые сочетания.
Готовые образцы, созданные воспитателем, в обучении изобразительной деятельности применяют крайне редко — лишь в тех случаях, когда нет возможности показать детям предмет, игрушку или иллюстрацию. Изготовленный воспитателем (а не художником) образец не имеет художественной ценности, следовательно, не может служить целям эстетического воспитания. Чаще готовый образец применяют в обучении конструированию. Образец, по которому будет создаваться постройка, нужно обследовать с детьми.
Педагогические заметки:
Методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков
С началом нового века в мировой теории и практике обучения иностранным языкам появились многочисленные методы, направленные на формирование коммуникативных навыков. Вместе с изменением методов интенсивно развивалось само понятие метод обучения. В настоящее время это понятие не имеет строго однознач ...
Принципы построения методики изучения стохастической линии
Исходя из анализа всей вышеперечисленной литературы, при построении методики изучения стохастической линии в основной школе необходимо учитывать следующие важные моменты: · Содержание материала, обязательно изучаемого в рамках данной линии в средней школе, определяется требованиями государственного ...
Роль логических задач в формировании умственных способностей у младших
школьников
В отличие от естественнонаучных дисциплин математика отражает объективную реальность лишь опосредованно. Предмет её изучения – мысленные идеальные обобщённые образы, являющиеся результатом многоуровневой абстракции. Поэтому изучение математики связано с необходимостью создавать образы и оперировать ...