Условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Для того чтобы педагог имел возможность выбрать наиболее эффективные методы, он должен знать разные классификации. В последние годы разработана новая классификация методов (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Она включает методы обучения: 1) информационно-рецептивный; 2) репродуктивный; 3) исследовательский; 4) эвристический; 5) метод проблемного изложения. Следует сразу отметить, что метод проблемного изложения, по мнению дидактов, не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим лишь для старших школьников.

Как же используются названные методы в обучении дошкольников изобразительной деятельности?

В рисунке, лепке дети изображают предметы и явления окружающего мира отображают содержание музыкальных и литературных произведений. Поэтому деятельность воспитателя должна быть направлена на организацию и обеспечение восприятия и понимания этого содержания. С этой целью воспитатель применяет информационно-рецептивный метод (рецепция — восприятие), который иногда называют объяснительно-иллюстративным. Он организует наблюдение с детьми, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях.

В процессе наблюдений, рассматривания предметов, картин, иллюстраций, обследования дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности. К проведению такого занятия воспитатель серьезно готовится: он выбирает объект; решает, как к нему лучше подойти, чтобы детям были хорошо видны все его части; продумывает вопросы, помогающие направить внимание детей на те стороны объекта наблюдения, которые нужно будет передать в изображении.

Учитывая тот факт, что дошкольники не в состоянии долго и сосредоточенно рассматривать предмет, целесообразно проводить короткие по времени наблюдения, но необходимо возвращаться к предмету 2—3 раза, постепенно расширяя о нем представления.

Строительство — типичная картина современного пейзажа. Дети имеют возможность наблюдать, как возводят здания, как трудятся строители. Ознакомление с изменением облика наших городов, поселков, улиц также требует систематичности и последовательности. Только при этих условиях у детей сложатся ясные, отчетливые представления и они смогут отразить их в своем творчестве.

Особой организации требуют наблюдения, цель которых — познакомить детей с окружающей природой. Изменения в природе протекают медленно. Чтобы у ребят сложились отчетливые представления, потребуются длительные систематические наблюдения, которые проводятся на прогулках и экскурсиях.

Необходимо активизировать внимание детей во время наблюдений: посредством вопросов, предложений попросить рассказать о том, что они видят, дать характеристику предметов и явлений. Живая, эмоциональная обстановка, несомненно, пробудит эстетические чувства детей (педагог подчеркивает красоту наблюдаемых явлений, предметов: четкость, пластичность, изящество формы, яркость, разнообразие или сдержанность, строгость цвета и т. п.). Тогда полученные знания и представления будут более осознанными и глубокими .

Особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения.

Обследование — это организованный педагогом процесс восприятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно изобразить его в рисунке, лепке, аппликации. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предмета, которые важны для его изображения (форма, величина, строение и цвет). Педагог учит детей воспринимать. Самостоятельно они не владеют этим процессом. Форма, строение, цвет прежде всего воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предмета, как объемная форма, величина, качество поверхности (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание — осязательное восприятие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Педагогические заметки:

Пестушки - один из основных видов русского детского фольклора
Пестушки - старинное народное творчество - оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. Конечно же, современные системы воспитания пытаются шагать в ногу с прогрессом. Но практикой уже доказано, что малыш в первые свои месяцы и годы больше нуждается не в прогрессе, а в теплоте и ...

Литература - это искусство, к которому нужно уметь подойти
Литература - уникальный вид искусства, и ни один видеофильм или компьютерная игра не заменит общения с книгой. Учеников необходимо учить любить художественное слово, ценить искусство. Как сформировать читательскую активность? Как развить у учеников качества настоящих читателей, умения видеть и цени ...

Эколого-экономическое образование в учебной деятельности младших школьников как педагогическая проблема
«Суть процесса образования состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Этот процесс возможен только при многогранной духовной деятельности, без которой нет устремления к идеалу, нет живой человеческой личности». Целенаправл ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru