Условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 9

Когда перед детьми воспитатель ставит задачу передать в рисунке, лепке, аппликации несложный сюжет, выполнить иллюстрации к литературному произведению, изображение по замыслу, он применяет исследовательский и эвристический методы.

Однако при решении темы у детей могут возникнуть затруднения. Если ребята уже освоили способ построения изображений, последовательность их создания, то достаточно предоставить им наглядный материал для уточнения представлений о внешнем виде предмета (показать иллюстрацию, игрушку; иногда просто предложить посмотреть в окно, если рисуется, например, участок детского сада или строительство нового дома), и они самостоятельно изобразят его. Здесь уже речь идет об информационно-рецептивном методе.

В отдельных случаях необходим показ способа рисования или лепки той или другой части предмета или их расположения. В этих случаях педагог также прибегает к информационно-рецептивному методу. Но спешить с показом способа изображения не следует — надо выяснить сначала, что затрудняет детей, чтобы помощь не лишала их самостоятельности. Предложить самим подумать, вспомнить, мысленно сопоставить данный предмет с тем, что изображалось раньше, выделить сходство и различие и на основе этого определить способ изображения.

Ни в коем случае не ограничивается количество изображений в сюжетных композициях и в работах по замыслу; всячески поощряются и развиваются инициатива детей, разумные дополнения рисунка, лепки, аппликации.

Итак, в реальном педагогическом процессе воспитатель применяет разнообразные методы и приемы обучения в диалектическом единстве. Продумывая методику проведения занятия, педагог учитывает индивидуальные особенности воспитанников, чтобы обеспечить индивидуальный подход в процессе обучения. Только такой подход сделает обучение эффективным, позволит развить творческие способности каждого ребенка.

Обобщая вышесказанное, следует обратить внимание на то, что изобразительное искусство обращается к действительности как источнику формирования мира человека. Основа изобразительного искусства — изображение предметного мира в его чувственной форме. Вообще чувственность — это основа искусства, вот почему так важно развивать эмоциональный мир ребенка: чем разностороннее мир эмоций и чувств ребенка, тем большую гамму мира он может воспринять своими чувствами. И помощник в этом — искусство, и изобразительное искусство в частности. Исследование особенностей восприятия детьми изобразительного искусства показало, что у детей уже в дошкольном возрасте проявляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются познавательные потребности как структурный компонент творческого потенциала ребенка. Ребенок учится всматриваться в художественный образ, находить и различать способы его изображения.

Основной задачей занятий изобразительным искусством с детьми является обогащение и уточнение детских представлений о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности, жизни людей. Занятия искусством имеют ярко выраженный познавательный характер. Главное здесь — накопление и художественное обобщение фактов, познание в образной форме закономерностей окружающего мира. Начальный период изобразительной деятельности детей характеризуется «действенным» отношением к изображению и к окружающим вещам. Дети проявляют особый интерес к тому, как устроен предмет, из каких частей он состоит, как он действует, какую роль выполняет в реальном мире. Поэтому, с одной стороны, существенное место на занятиях должно быть сведено непосредственному обращению детей к элементам действительности (ветки, листья, цветы, разнообразные предметы обихода), с другой стороны, — активной работе с такими художественными средствами и материалами, которые позволяют «действовать», т. е. закрашивать, резать, лепить, строить (работа с карандашами, красками и кистью, пальчиками, лепка, аппликация, склеивание, конструирование и т.д.). Эти виды работы должны быть разнообразными и интересными для детей, при этом необходимо давать ребенку свободу для творчества, собственной позиции, собственного видения и поиска средств, материалов, форм.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Педагогические заметки:

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л.Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в ...

Понятие «игровой метод» в обучении иностранному языку
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, такие как Эльконин Д.Б., Стронин М.Ф., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Д.Б. Эльконина, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на то, что игровая деятельность на уроке ...

Теоретико-методологические предпосылки развития профессиональной компетентности педагога в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Понятие и классификация профессиональной компетентности педагога Понятие компетенции - 1) обладающий знаниями, осведомленность в какой-либо области; 2) осведомленность, авторитетность, является признанным знатоком; 3) обладающий компетенцией, полноправный». 4) обладание основательными знаниями, хор ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru