Условия формирования технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 9

Когда перед детьми воспитатель ставит задачу передать в рисунке, лепке, аппликации несложный сюжет, выполнить иллюстрации к литературному произведению, изображение по замыслу, он применяет исследовательский и эвристический методы.

Однако при решении темы у детей могут возникнуть затруднения. Если ребята уже освоили способ построения изображений, последовательность их создания, то достаточно предоставить им наглядный материал для уточнения представлений о внешнем виде предмета (показать иллюстрацию, игрушку; иногда просто предложить посмотреть в окно, если рисуется, например, участок детского сада или строительство нового дома), и они самостоятельно изобразят его. Здесь уже речь идет об информационно-рецептивном методе.

В отдельных случаях необходим показ способа рисования или лепки той или другой части предмета или их расположения. В этих случаях педагог также прибегает к информационно-рецептивному методу. Но спешить с показом способа изображения не следует — надо выяснить сначала, что затрудняет детей, чтобы помощь не лишала их самостоятельности. Предложить самим подумать, вспомнить, мысленно сопоставить данный предмет с тем, что изображалось раньше, выделить сходство и различие и на основе этого определить способ изображения.

Ни в коем случае не ограничивается количество изображений в сюжетных композициях и в работах по замыслу; всячески поощряются и развиваются инициатива детей, разумные дополнения рисунка, лепки, аппликации.

Итак, в реальном педагогическом процессе воспитатель применяет разнообразные методы и приемы обучения в диалектическом единстве. Продумывая методику проведения занятия, педагог учитывает индивидуальные особенности воспитанников, чтобы обеспечить индивидуальный подход в процессе обучения. Только такой подход сделает обучение эффективным, позволит развить творческие способности каждого ребенка.

Обобщая вышесказанное, следует обратить внимание на то, что изобразительное искусство обращается к действительности как источнику формирования мира человека. Основа изобразительного искусства — изображение предметного мира в его чувственной форме. Вообще чувственность — это основа искусства, вот почему так важно развивать эмоциональный мир ребенка: чем разностороннее мир эмоций и чувств ребенка, тем большую гамму мира он может воспринять своими чувствами. И помощник в этом — искусство, и изобразительное искусство в частности. Исследование особенностей восприятия детьми изобразительного искусства показало, что у детей уже в дошкольном возрасте проявляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются познавательные потребности как структурный компонент творческого потенциала ребенка. Ребенок учится всматриваться в художественный образ, находить и различать способы его изображения.

Основной задачей занятий изобразительным искусством с детьми является обогащение и уточнение детских представлений о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности, жизни людей. Занятия искусством имеют ярко выраженный познавательный характер. Главное здесь — накопление и художественное обобщение фактов, познание в образной форме закономерностей окружающего мира. Начальный период изобразительной деятельности детей характеризуется «действенным» отношением к изображению и к окружающим вещам. Дети проявляют особый интерес к тому, как устроен предмет, из каких частей он состоит, как он действует, какую роль выполняет в реальном мире. Поэтому, с одной стороны, существенное место на занятиях должно быть сведено непосредственному обращению детей к элементам действительности (ветки, листья, цветы, разнообразные предметы обихода), с другой стороны, — активной работе с такими художественными средствами и материалами, которые позволяют «действовать», т. е. закрашивать, резать, лепить, строить (работа с карандашами, красками и кистью, пальчиками, лепка, аппликация, склеивание, конструирование и т.д.). Эти виды работы должны быть разнообразными и интересными для детей, при этом необходимо давать ребенку свободу для творчества, собственной позиции, собственного видения и поиска средств, материалов, форм.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Педагогические заметки:

Особенности речевого дыхания у детей с речевой патологией
Речевое дыхание ринолаликов неправильно. Их произношение строится на толчкообразных движениях воздушной струи через нос. Расходуется при этом очень много воздуха и ребенку приходится набирать снова воздух в легкие. Вдох у ринолалика достаточно глубокий и полный, но выдох, в связи с дефектом, очень ...

Характеристика особенностей содержания, форм и методов воспитательной системы групп профессионального училища
Глубокое значение внутрисемейных отношений, индивидуальных особенностей родителей и детей дает нам право дифференцированно подходить к педагогическому руководству семейным воспитанием. Работу с родителями строим по следующим направлением: Педагогическое просвещение; Защита учащихся от антисоциальны ...

Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора
Так как в фольклоре имеет место сотворчество множества певцов и рассказчиков, то на первый план выдвигается не только отдельные изменяющиеся произведения – результат работы многих людей, но и то общее, что объединяет отдельные произведения в группы – жанры. Особенности жанра сохраняются каждым твор ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru