Игровые приемы могут быть различного характера, и применяют их для разных целей. В младших группах для привлечения внимания, повышения интереса к деятельности: кукла, игрушечное животное как бы оживают, разговаривают с детьми, через них воспитатель передает свои указания. Старшим детям можно предложить игровую роль: мастер, который лепит посуду; художник на фабрике, который выдумывает рисунки для тканей, и пр.
Игровые приемы в обучении рисованию, лепке, аппликации и конструированию — это логическая взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. Для успешного применения игровых приемов воспитателю важно знать некоторые линии этой связи.
Готовые поделки, рисунки ребята охотно используют в игре. Они украшают кукольную комнату только что нарисованной картиной, играют с вылепленными из глины (пластилина) фигурками. Такое завершение занятия не только допускается, но и методически оформляется: у детей развиваются фантазия, творчество, они находят применение рисунку, объединяют несколько лепных изделий в одной игре.
У старших дошкольников игровая ситуация возникает в сюжетных работах как развитие действия, события. Постановка темы должна стимулировать именно выражение события, происшествия, а не только изображение ряда предметов. Игра в сюжетном рисовании развивает воображение, активизирует поиск выразительных средств.
Вылепленные фигурки или декоративные работы детей можно использовать в игре после занятия, но это уже не методический прием самого занятия. Однако такая связь занятий с игрой создает интерес к деятельности. Поэтому ее следует всячески развивать: дети могут лепить морковки для зайчиков, угощение для кукол, конструировать для них мебель, лепить овощи и фрукты для игры в «магазин», рисовать или вырезывать коврики для украшения игрового уголка.
Все рассмотренные методы и приемы обучения изобразительной деятельности в реальном процессе обучения сочетаются и взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.
В одном занятии можно применять самые разнообразные методы и приемы. Выбор зависит от того программного содержания, которое должны усвоить дети, а также от их возрастных и индивидуальных особенностей.
Итак, воспитателю приходится руководить различными видами деятельности детей: освоением технических навыков и умений, овладением способами изображения предметов, развитием умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создавать выразительные образы.
Рассмотрим это положение на примерах.
Когда дети овладеют рядом формообразующих движений и тем самым получат возможность передавать несложные предметы в рисунке, лепке, аппликации, педагог ведет их от изображения предметов в статичном положении к передаче в движении. При этом он использует сочетание разных методов: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический. Воспитатель организует наблюдения в жизни, на занятиях рисованием и лепкой. При изображении человека дети сами выполняют нужное движение и, разумеется, замечают, как меняется при этом положение их рук, ног, корпуса, головы. Изображая фигуру в движении, дети учатся передавать неизменную форму, а также пропорции фигуры.
Чтобы научить детей передавать то или иное движение, надо сосредоточить их внимание на положении мелких движущихся частей фигуры по отношению к крупной (основной), их форме и способах ее передачи в рисунке, лепке, аппликации. Надо предоставить детям возможность самим попробовать выразить движение в рисунке после предварительного наблюдения, пояснив, с чего начинать, в какой последовательности выполнять изображение. Как правило, такая методика исключает необходимость показа.
Педагогические заметки:
Особенности преобладающих стилей семейного воспитания в воспитательных
системах семей учащихся
Анализируя анкетные данные, беседы с родителями и учащимися можем выделить четыре модели отношений между взрослыми и детьми: Семьи, уважающие детей. Детей в таких семья любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь, развиваю ...
Календарно – тематический план по разделу
"Обработка металла"
Урок 1. Основные свойства металлов и сплавов. Цели: дать учащимся общее представление о черных и цветных металлах и сплавах, об их механических и технологических свойствах, о сортовом металлическом прокате; воспитывать у учащихся навыки рационального использования материалов; способствовать развити ...
Особенности использования метода проекта для формирования речевых умений
школьников
Каждый предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как это часто бывает, такая популярность не радует. И вот почему. Идет смешение или даже подмена понят ...