Способность выделять существенное
Учитель предлагает школьникам ряд слов, в каждом из которых пять даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок, то есть выделить, два слова, наиболее существенные для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля) растение, земля
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода) берег, вода
Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево) углы, сторона
Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово) глаза, печать
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания) игроки, правила
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник) дерево, кустарник
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) здание, улица
Кольцо (диаметр, проба, круглость, печать, алмаз) диаметр, круглость
Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты) голос, мелодия
Больница (сад, врач, помещение, радио, больные) помещение, больные
Любовь (розы, чувство, человек, город, природа) чувство, человек
Война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружья) сражения, солдаты
Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион) стадион, состязание
Обработка полученных данных: ученики, которые правильно выполнили задание, очевидно, обладают умением выделять существенное, т.е. способны к абстрагированию. Те, кто допустил ошибки, не умеют выделять существенные и несущественные признаки.
Учащимся достаточно предложить из данного перечня по 5 заданий.
Сравнение
Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия.
Учащимся предъявляются или называются какие-либо 2 предмета либо понятия. Например: озеро – река
книга – тетрадьсолнце – луна
лошадь – коровасани – телега
линейка – треугольникдождь – снег
Каждый ученик на листе бумаги должен написать черты сходства – слева, а справа – черты различия названных предметов, понятий.
На выполнение задания по одной паре слов даётся 4 минуты. После этого листки собираются.
Обработка полученных результатов: составляется общий список черт сходства и различия названных предметов, затем устанавливается, какую часть из этого списка сумел написать ученик. Доля названных учеником черт сходства и различия из общего числа черт в % – это уровень развития у учащегося умения сравнивать.
Обобщение
Предлагается два слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего:
дождь – граджидкость – газ
нос – глазапредательство – трусость
сумма – произведениеводохранилище – канал
сказка – былинашкола – учитель
Учащемуся можно предложить 5 пар слов. Время: 3 – 4 минуты.
Классификация
Эта методика также выявляет умение обобщать, строить обобщение на отвлечённом материале.
Инструкция: даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Найдите это слово.
1) приставка, предлог, суффикс, окончание, корень;
2) треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг;
3) дождь, снег, осадки, иней, град;
4) запятая, точка, двоеточие, тире, союз;
5) сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание;
6) дуб, дерево, ольха, тополь, ясень;
7) Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён;
8) молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша;
9) секунда, час, год, вечер, неделя;
10) горький, горячий, кислый, солёный, сладкий;
11) футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол;
12) тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый;
13) самолёт, пароход, техника, поезд, дирижабль;
14) круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник;
15) смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
Учащимся можно предложить 5 заданий. Время – 3 минуты.
Анаграмма
Цель: выявить наличие или отсутствие у школьников теоретического анализа.
Ход эксперимента: учащимся предлагаются анаграммы (слова, преобразованные путём перестановки входящих в них букв).
Учащиеся должны по данным анаграммам найти исходные слова:
1) лбко, 2) раяи, 3) упкс, 4) еравшн, 5) ркдети, 6) ашнрри.
Учащиеся в результате выполнения задания разделяются на 2 группы.
1 группа – решают каждую задачу, как новую. У них отсутствует теоретический анализ (способность мысленно выделять свойства предметов, в данном случае структуру слова).
Педагогические заметки:
Психологические механизмы воздействия игры на младших школьников
В теории игры К. Коффки, с точки зрения гештальтпсихологии, игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно Коффке, похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами, но такое обращение с вещами характерно только для детства. ...
Профессионально - этическое воспитание
Профессиональная этика - система моральных норм и моральных принципов поведения людей в определенной профессии. Это и общие нормы нравственного поведения в их специфическом выполнении, а также особые нормы в определенном виде профессиональной деятельности. В правоохранительной деятельности имеют сп ...
Требования, предъявляемые к тестам
Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом. 1. Надежность контрольного задания - это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать, исследуемый в дидактических экспериментах, показатель, как задани ...