Понятие самосознания старших дошкольников в современной психолого-педагогической литературе

Информация о педагогике » Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста » Понятие самосознания старших дошкольников в современной психолого-педагогической литературе

Страница 1

По мнению одних психологов, в настоящее время личность – это любой человек, обладающий сознанием, например, К.К.Платонов считает, что это конкретный человек, как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Преобладающая же часть психологов пришла к выводу, что личностью следует называть человека лишь достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень, как заметила Л.И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое отличное от других и выражается в понятии «Я».

По утверждению А.Н.Леонтьева личность действительно рождается дважды; в первый раз это происходит в период «возрастной революции», когда трехлетний ребенок выставляет лозунг «Я сам», а второй раз – когда возникает сознательная личность; возраст 6-7 лет является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое высшее единство субъекта – единство личности.

Возраст 6-7 лет является решающим в процессе становления ведущих, определяющих, т.е. базовых оснований психики; начиная с этого возраста можно говорить о становлении личности, о сензитивности для направленного формирования психологических механизмов, которые соответствуют с определенными возрастными особенностями, оптимальной модели психики, личности – оптимальной системе базового уровня психики. М.И.Непомнящая сформулировала и доказала гипотезу об оптимальной системе базового уровня личности. О возможности направленного формирования у большинства нормальных людей соответственно возрасту оптимальной системы ведущих оснований личности, что обусловлено образом жизни и воспитанием (в широком смысле).

Как показал Д.Б. Эльконин, дошкольник направлен не только на предметный мир, но и на мир человеческих отношений; ребенок начинает выделять и осознавать себя в системе взаимоотношений людей через свои достижения в той или иной предметно-операциональной сфере, и, наоборот, последняя выделяется, обобщается, обретает личностную природу в системе взаимоотношений с людьми. По мнению Н.И.Непомнящей направленное формирование оптимальной системы базового уровня психики, которое и является конкретной формой воплощения сущностных человеческих свойств и потребностей, легко осуществляется в 6-летнем возрасте, поскольку такое формирование соответствует истинным потребностям и возможностям ребенка; при этом формируется эта оптимальная система лишь у немногих детей 6-7 лет, что в силу решающей значимости данного возраста, в дальнейшем приводит к серьезным трудностям в развитии человека.

Исследование О.Н.Пахомой, Н.И.Непомнящей показали, что, во-первых, приобретение индивидом личностного качества, определяющего его поведение и психические свойства, возможно на основе выделения и осознания себя, своего «Я» как субъекта в системе взаимоотношений людей; без этого осознания поведенческие акты, которые, казалось бы, свидетельствуют об утверждении своего «Я» например, «Я-сам» у трехлетних детей), в действительности лишь удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельном выполнении ряда действий (что, конечно является одним из подготовительных этапов для выделения и осознания «Я»).

Во-вторых, по мнению Н.И.Непомнящей, важным аспектом для понимания понятия «Личность» является выделение и осознание ребенком себя, своего «Я» в системе взаимоотношений людей содержательно обосновываемые и опосредуемые реальной жизнью, всеми формами его отношений с миром.

По положению С.Л.Рубинштейна, человек является личностью, лишь, поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношения, т.к. у него есть сознание; если личность несводима к ее сознанию и самосознанию, то она и невозможна без них. С.Л.Рубинштейн также утверждает – осознание себя как «Я» (самосознание) является, таким образом, результатом развития; при этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида – как реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего; с осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление о своем «Я». При этом ребенок начинает осознавать свою самостоятельность, свою обособленность от окружающих лишь через свои отношения с ними, т.е. по мнению С.Л.Рубинштейн, он приходит к познанию собственного «Я» через познание других людей. Самосознание предполагает в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Магистратура и законодательство
Современное положение о магистратуре в России определяется законами РФ "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". 27 октября 2007 г. опубликован в Российской газете и вступил в силу Федеральный закон от 24.10.2007 N 232-ФЗ «О внесении изменений ...

Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики
Дагестанская народная педагогика - это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами страны и мира. Многие традиции обучения, направленные на развитие человека, а также обычаи народностей Дагестана своими корнями уходят в глубокую древность. Сегодня есть ве ...

Экспериментальное исследование
С целью выявления эффективных условий развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста, мы провели диагностику чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. В нашем экспериментальном исследовании участвовали дети старшей группы МДОУ №13 "Светлячок". Всего принимало ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru