4. В работах четвертого уровня отмечается широко развернутая предметная среда. Дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.
5. Для работ пятого уровня характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования тест-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.
6. Качественное отличие работ шестого уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть «включением». На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материала», толчка к воображению и творчеству.
На основании данных уровней была введена шестибальная система оценки творческих работ детей: рисунки, соответствующие первому уровню, оценивались в 1 балл, второму – в 2 балла, третьему – в три балла и т.д. до шестого уровня. Затем подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком.
Кроме того, подсчитывалось общее количество оригинальных изображений в целом по группе. Подсчитывалось общее количество баллов, полученное детьми (суммарный балл), затем выводился средний балл для группы в процентах. Эти показатели по каждой группе позволяют сравнивать группы в целом.
Оценка результатов тестирования осуществлялась в двух направлениях:
1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);
2) по группе в целом, и это позволяет оценить не только уровень развития творчества, а и уровень воспитательно-образовательной работы в группе.
По окончании диагностики были получены результаты, представленные в таблицах 1 и 2, в которой представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.
Таблица 1 - Результаты диагностики творческого воображения учащихся ЭГ (в баллах)
№ п/п |
Учащиеся |
Количественная продуктивность деятельности |
Гибкость использования идей |
Оригинальность воображения |
Уровень сформированности творческого воображения (средний балл) |
1 |
Варя С. |
2 |
4 |
1 |
3 |
2 |
Сережа Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Андрей В. |
1 |
2 |
2 |
2 |
4 |
Жанна Л. |
3 |
3 |
4 |
3 |
5 |
Инна М. |
4 |
3 |
1 |
2 |
6 |
Андрей Р. |
3 |
2 |
3 |
2 |
7 |
Оксана П. |
3 |
3 |
2 |
3 |
8 |
Антон Я. |
1 |
1 |
3 |
2 |
9 |
Ира У. |
4 |
2 |
3 |
2 |
10 |
Юра Х. |
3 |
4 |
2 |
3 |
Педагогические заметки:
Профессиональное просвещение
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим кач ...
Приоритетные направления работы РОМЦ отдела культуры администрации
Алнашского района УР
Районный организационно-методический центр отдела культуры администрации Алнашского района образован в феврале 1997 года и расположен в с.Алнаши в здании РДК по улице Комсомольской. При РОМЦ работают 5 специалистов, из них 3 специалиста с высшим профессиональным образованием по культуре и 2 со спец ...
Цели и средства воспитательного воздействия
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач. В качестве основы для определения методов ориентируются на позиции воспитателя в выборе способов воспитательного взаимодействия. Можн ...