Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Информация о педагогике » Развитие воображения » Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

Страница 1

Для того, чтобы выявить зависимость развития воображения от воспитания и обучения было организовано и проведено исследование на базе 2 «А» класса МОУ СОШ №163 г.Зеленогорска Красноярского края в количестве 20 человек, из них составили: 10 человек – экспериментальную группу (ЭК); 10 человек - контрольную группу (КГ).

Возраст участников эксперимента 7-8 лет.

Задачи исследования:

- развитие воображения младшего школьника на основе учебных и творческих задач;

- провести констатирующий эксперимент с целью изучения особенностей учащихся, определяющих уровень и дальнейшее развитие их творческого воображения;

- провести формирующий эксперимент с целью развития творческого воображения младших школьников;

- доказать зависимость развития воображения от обучения.

Для практического подтверждения этих задач, использованы уроки изобразительного искусства в начальных классах, т.к. изобразительная деятельность детей является активным упражнением ребёнка в развитии процесса воображения. Возможными путями для развития творческого воображения на занятиях по рисованию могут быть: применение художественной литературы, рисование на темы, выразительные средства живописи, использование фольклора. Но особенно большую роль играет использование на занятиях по рисованию творческих заданий, включающих в себя задачи развития не только изобразительного, но и словесного творчества. Исходя из этого, детские работы получаются удивительно интересными.

Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из наших задач – установить доверительное отношение с ними. Результаты диагностического отслеживания доводились до сведения родителей. Кроме того, с родителями проводили консультации, беседы и родительские собрания.

Исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного:

1. Констатирующий этап исследования. Цель - выявить исходный уровень творческого воображения младших школьников. Работа на данном этапе проводилась в начале учебного года (сентябрь 2010 г.).

2. Формирующий этап исследования. Цель - развитие творческого воображения младших школьников. Формирующий этап эксперимента включал условия и методы, обеспечивающие развитие творческого воображения младших школьников. Работа проводилась с сентября по декабрь 2010 года;

3. Контрольный этап исследования. Цель - выявить эффективность методов развития творческого воображения младших школьников. Контрольная диагностика проведена в конце декабря 2010 года.

Для определения уровня творческого воображения учащихся использовались следующие методы исследования: рисунчатый тест Е.Торренса «Неполные фигуры», предназначенный для диагностики креативных (творческих) способностей детей, а также беседы и наблюдения.

Рисуночные тесты - один из наиболее информативных проективных тестов, позволяющих определить готовность механизмов письма (тонкая моторика), особенности интеллекта, т.е. уровень общего психического развития, а также личностные особенности и эмоциональное состояние испытуемого.

Цель констатирующего эксперимента: выявление сформированности уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста, для чего использовался тест Е.Торренса «Неполные фигуры».

Детям предложено задание: на листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Детям предлагается на основании каждой из предлагаемых фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Вопросы развития специального образования
В последнее время активизировался интерес к доступности профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основной причиной подобного внимания стал низкий уровень занятости этой категории населения в условиях рыночной экономики. Из 11 миллионов инвалидов в Российской Ф ...

Музыкальные игры. Музицирование
Учите малыша нажимать одним пальчиком на клавишу фортепиано (если оно есть у вас дома). Если малыш попытается давить всеми пальцами сразу или кулачком, немедленно прекратите игру с инструментом. На следующий день повторите попытку научить нажимать одним пальчиком (поначалу вам придется делать это, ...

Психологические механизмы воздействия игры на младших школьников
В теории игры К. Коффки, с точки зрения гештальтпсихологии, игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно Коффке, похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами, но такое обращение с вещами характерно только для детства. ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru