Направления профориентационной работы

Страница 1

Мы в своей практической деятельности, направленной на оказание психологической помощи безработным, клиентам службы занятости, осуществляем технологии в рамках тренингового направления профориентационной работы. Нами разработана и реализуется программа регуляторного тренинга для безработных, основывающаяся на следующих положениях:

1. В качестве основного средства психологической помощи используется обращение к индивидуальному опыту человека в совладании с жизненными трудностями, к сформированным в этом опыте навыкам саморегуляции в сложных ситуациях, стратегиям поведения в них, т.е. к внутренним ресурсам человека.

2. Важным направлением в работе с безработными является активизация личностной саморегуляции (помощь в обнаружении новых жизненных смыслов, восстановлении «в правах» прежних, но поколебленных настоящей ситуацией, ценностей, которые несут в себе позитивную, содержательную нагрузку). Жизненные смыслы, устойчивые ценности задают вектор жизнедеятельности человека, определяя цели, к которым стремится человек; без ценностей жизнь человека теряет целевую направленность, так как человеку не к чему стремиться, жизнь лишается смысла. Отсутствие или размывание целей нарушает всю систему регуляции деятельности и жизнеосуществления человека в целом.

3. Работа ориентирована также на оптимизацию деятелъностного уровня саморегуляции, осуществляемой через пошаговую отработку основных звеньев саморегуляции деятельности, в качестве которой избран развернутый поиск работы.

4. Отработка умений саморегуляции производится при постоянном обращении к конкретным ситуациям индивидуального опыта человека, в которых можно зафиксировать привычность этих умений.

5. Важным этапом в работе с безработными является диагностический, задачи которого рассматриваются нами более широко. Методики, используемые на этом этапе, не только диагностируют индивидуальные особенности безработных, но и «запускают» процессы рефлексии. Это помогает безработным осознать некоторые свои личностные особенности, имеющие отношение к способам совладания с трудными жизненными ситуациями, к умению саморегуляции, сформированному у них в прошлом опыте, к возможностям и ограничениям в освоении новой профессии и т. д.

6. Обращение к субъектному опыту безработных позволяет делать психологическую помощь адресной, т. е. адресовать ее не абстрактному среднестатистическому безработному, а конкретному человеку с его индивидуально-своеобразным жизненным опытом, в котором закрепились определенные личностные установки по отношению к себе, окружающим людям, своим достижениям, неудачам. В психологической литературе прикладного характера можно найти большое разнообразие упражнений, приемов, техник оказания психологической помощи, многие из них ориентированы на укрепление внутренних потенций человека, его внутриличностные возможности в разрешении сложных жизненных проблем. Учет при их использовании личностных установок тех людей, к которым они обращены, усиливает их эффективность.

Основной целью работы с безработными является оптимизация умений саморегуляции, обучение применению их в ситуации потери работы, которая является для них новой, необычной, недостаточно определенной, вызывающей затруднения в выборе способов поведения, провоцирующей чувство неуверенности в себе и сопровождающейся негативными эмоциями. Эта цель распадается на ряд подзадач, которые последовательно решаются в ходе консультирования, таких как: переформулирование целей и поиск их аналогов, анализ значимых условий, программирование действий с учетом своих возможностей, оценивание своих действий и открывающихся возможностей по разным критериям, выбор «запасных» путей поиска и т.п.

У многих безработных нарушаются процессы личностной саморегуляции в связи с обеднением смысловой наполненности жизни, особенно у тех из них, для которых их работа являлась главным смыслом жизни, изменяется отношение к себе, снижается самоуважение. Поэтому в ходе психологического консультирования безработных применяются техники, направленные на изменение смысловой сферы личности. Сориентировать эти техники на конкретного человека помогают результаты диагностирования у него компонентов субъектного опыта - это та реальность, которую следует учитывать при выборе приемов оказания психологической помощи конкретному человеку, именно это мы и имеем в виду, когда говорим о ее адресности.

Некоторые упражнения направлены на оптимизацию эмоционального состояния безработных, так как результаты нашего исследования показали повышенный уровень тревожности у многих безработных. По этой же причине мы используем в своей работе техники, направленные на повышение принятия себя, осознание своих чувств, заимствованные из психосинтеза и гештальттерапии.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Особенности физического развития умственно отсталых детей 7-8 лет
Физическое развитие и двигательные способности у УО детей находятся в тесной взаимосвязи с их психическим и физическим здоровьем. Двигательные нарушения выступают как часть ведущего дефекта, даже не грубая дисфункция психической сферы может привести к недоразвитию сложных и дифференцированных движе ...

Средства целостного педагогического процесса
Средства целостного педагогического процесса — совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции. Рассмотрим основные виды средств обучения и воспитания и их классификацию. ...

Организация и методическое обеспечение факультатива «Декорирование окон»
Правильная организация рабочего места во многом зависит от его инициативы, творческого отношения к работе. Хорошо оснащенное и организованное, оно в значительной степени влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса. При организации рабочего места мастера производственного обучения должны ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru