Виды игр

Страница 1

Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификаций различного рода игр.

Говоря о классификации, необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Например, Ж.Пиаже выделяет три основные типа игры, которые он относит с этапами развития ребенка.

– игры-упражнения – первые игры ребенка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками (первый год жизни);

– символические игры, основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов (ранний дошкольный возраст)

– игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми.

Среди отечественных психологов и педагогов внимание заслуживают такие авторы, как Н.П. Аникеева, М.Ф. Стронин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн и Д.Б. Эльконин.

Автором еще одной классификации является отечественный психолог П.П. Блонский, который выделяет следующие типы игр:

Мнимые игры – манипуляции импульсивного происхождения у младенцев, которые не являются собственно играми;

Строительные игры, в основе которых лежит строительное искусство ребенка;

Подражательные игры, основанные на подражании взрослым;

Драматизации, т.е. игры, в основе которых – драматическое искусство ребенка;

Подвижные игры, в которых огромную роль играет бег;

Интеллектуальные игры, основанные на активизации умственных способностей ребенка.

Известный психолог Л.С. Выготский дает психологическую классификацию игр, исходя из того, что игра заключает в себе действия, связанные с деятельностью ребенка:

Подвижные, которые связанны с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней;

Строительные, связанные с работой над материалом, которые учат точности и верности движений, вырабатывают ценные навыки, разнообразят и умножают наши реакции.

Условные, которые возникают из чисто условных правил, связанных с ними действий и организуют высшие формы поведения.

М.Ф. Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида игр:

1. Подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;

2. Творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.

Игры также делятся по виду деятельности на:

- физические (двигательные)

- интеллектуальные (умственные)

- трудовые

- социальные

- психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

Познавательные, воспитательные, развивающие;

Репродуктивные, продуктивные, творческие;

Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

- предметные;

-сюжетные;

-ролевые;

-деловые;

-имитационные;

-игры-драматизации.

Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением пройденного материала, а также разрядкой на уроке.

Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют формированию речевых навыков.

Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят быстрого удовлетворения. Применение игровых методов обучения помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Например, ряд грамматических игр могут быть эффективны при введении нового материала.

Формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых – освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и вторичного закрепления.

Существует несколько групп игр, каждая из них служит определенной цели, имеет собственную специфику. Некоторые группы игр могут использоваться на уроке иностранного языка.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Современные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания патриотизма
В Большой Советской Энциклопедии понятие "фактор" определяется как "причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер, или отдельные черты" (нем. Faktor, от лат. Factor - делающий, производящий). Факторы, влияющие на воспитание, понимаются как обстоятельства ...

Анализ результатов опытно-практической работы по определению форм деятельности социального педагога в формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Цель: произвести анализ результатов формирующего этапа опытно-практической работы по определении форм деятельности социального педагога в формировании самоконтроля поведения гиперактивных подростков. Итак, повторная диагностика показала положительную динамику по критерию "способность прилагать ...

Особенности проведения интегрированных уроков биологии и химии в общеобразовательных учреждениях
Сегодня на уроках биологии, кроме классно-урочной формы организации учебного процесса, целесообразно использовать нетрадиционные формы обучения, такие как интегрированные уроки. Они могут применяться при изучении нового материала, при его обобщении и закреплении. Проводятся эти уроки, как правило, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru