В ряде ПМПК не используются современные методики диагностики задержки и нарушений умственного и психического развития, нередки случаи использования устаревших методик, не дающих адекватного отражения всех аспектов психического состояния ребенка и возможностей его развития. Анализ ограничивается лишь оценкой способностей к обучению. Выставляемые детям в очень раннем возрасте диагнозы не всегда точны и ведут к навешиванию ярлыков на ребенка, что осложняет ему жизнь, ограничивает его развитие. Нельзя признать достаточным нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение работы комиссий.
Обучающиеся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ не всегда получают своевременную специальную помощь. Пока не представляется возможным создание для них адаптивной среды. В целом ряде субъектов Российской Федерации не производятся компенсационные выплаты родителям, имеющим детей-инвалидов и осуществляющим их воспитание и обучение на дому.
Материально-техническая база многих специальных (коррекционных) учреждений не обеспечивает необходимых условий для реабилитации детей. Многие специальные учреждения не имеют возможности приобрести необходимое оборудование как индивидуального, так и коллективного пользования, заказать специальную мебель. Единственный источник пополнения – средства федеральной и региональных целевых программ «Дети-инвалиды», которые, разумеется, далеко не обеспечивают всех потребностей. Около 45 % специальных (коррекционных) образовательных учреждений требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии, строительство новых почти не ведется. Только 55,9 % учреждений имеют все виды благоустройства.
В 1998/99 учебном году возобновилось издание федерального комплекта учебников для детей с ограниченными возможностями здоровья. Аналогичная ситуация с программно-методическим обеспечением. Из-за непринятия Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» сдерживается дальнейшее развитие нормативно-правовой базы специального образования.
Серьезно сказывается на качестве проводимой психолого-педагогической реабилитации детей дефицит профессионально подготовленных кадров: 50 % специальных (коррекционных) и оздоровительных образовательных учреждений не имеют педагогов-психологов, только 10 % педагогов специальных (коррекционных) учреждений имеют высшее специальное образование. Суммарно выпуск дипломированных специалистов составляет ежегодно около трех тысяч человек. Дальнейшее увеличение подготовки специалистов в педагогических вузах сдерживается отсутствием на факультетах специальной (коррекционной) педагогики высококвалифицированных преподавателей.
Крайне недостаточна сеть специальных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Весьма робко используется накопленный в России опыт создания адаптивных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях профессионального образования.
К сожалению, сегодня как выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, даже прошедшие хорошую социальную реабилитацию, так и выпускники учреждений профессионального образования, имеющие ограниченные возможности здоровья, зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда.
Педагогические заметки:
Сущность самореализации учащихся
Проблема самореализации субъекта приобретает все большую актуальность во многих науках о человеке: философии, социологии, этике, психологии, педагогике и т.д. Начнем изучение интересующего нас феномена с точки зрения психологической науки. В зарубежной психологии проблема реализации человеком своей ...
Практическое исследование поощрения и наказания в образовательном
учреждении
Исследовательская работа проводилась в средней общеобразовательной школе №11 города Тобольска. В эксперименте участвовали учащиеся 6а класса и преподавателей. Среди них 8 девочек и 9 мальчиков. В качестве контрольной группы выступили подростки общеобразовательной школы в количестве 17 человек. Цели ...
Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения
Роль смыслового содержания сообщения для обучения аудированю трудно переоценить. Известно, что именно получение информации является целью рецептивных видов речевой деятельности. Именно желание понять смысл заставляет слушателя мобилизовать внимание, память и всю психическую деятельность, заставляет ...