Личностно-ориентированные педагогические технологии

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Личностно-ориентированные педагогические технологии

Страница 1

Разработка теории личностно-развивающего обучения связана, прежде всего, с идеей гуманизации образования. Эта задача стала сознаваться лишь к концу 90-х гг. XX в., когда стало ясно, что обучение не может быть основано лишь на тех принципах, кото­рые ориентируют только на психическое развитие человека.

Идея личностно-развивающего образования нашла отражение в педагогике сотрудничества — направлении в практике обучения и воспитания, которое оформилось в нашей стране в 80-е годы как альтернативное в противовес административной и академи­ческой педагогике. Это направление представляли педагоги-нова­торы (Ш.А. Амонашвили, С.Н.Лысенко, И.П.Волков, В.Ф.Ша­талов, Е.Н.Ильин и др.), не признаваемые официальными педа­гогическими кругами. Изучение их работ позволяет понять и по­чувствовать общий для них гуманистический подход, лежащий в основе используемых педагогических технологий. Его суть состав­ляет озабоченность жизнью детей, их проблемами и трудностями, их переживаниями и стремлениями, обращенность к подлинно­му, реальному Я ребенка.

Под педагогикой сотрудничества новаторы понимали установ­ление гуманных взаимоотношений между участниками педагоги­ческого процесса, выступающих необходимым условием гармо­ничного развития личности. Таким образом, личностно-ориентированные технологии направлены на саморазвитие. Педагог и школьник выступают субъектами образовательного процесса. Эти технологии динамичны, вариативны, творчески многообразны, соответствуют требованиям нравственности.

В современной школе нашли распространение такие технологии: развивающее обучение Л.В. Занкова, содержательное обучение Эльконина – Давыдова, технология поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и др.

Развивающее обучение Л.В. Занкова. Усилия коллектива Л.В. Занкова были направлены на разра­ботку системы обучения младших школьников, при которой до­стигался бы гораздо более высокий уровень развития младших школьников, чем при обучении по традиционным методикам. Такое обучение имело комплексный характер: содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы, методы и приемы, а «проверка правомерности и эффективности самих принципов дидактической системы».

Основу системы обучения по Л. В. Занкову составляют следую­щие взаимосвязанные принципы:

обучение на высоком уровне трудности;

быстрый темп в изучении программного материала;

ведущая роль теоретических знаний;

осознание школьниками процесса учения;

целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.

Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризу­ется, по мнению Л.В. Занкова, не столько тем, что превышается «средняя норма» трудности, а прежде всего тем, что раскрываются духовные силы ребенка, дается им простор и направление. При этом он имел в виду трудность, связанную с познанием сущности изучаемых явлений, зависимостей между ними, с подлинным приобщением школьников к ценностям науки и культуры.

Наиболее существенное здесь заключается в том, что усвоение определенных знаний становится в одно и то же время как достоянием школьника, так и очередной ступенью, обеспечивающей переход на более высокую ступень развития. Обучение на высоком уровне трудности сопровождается соблюдением меры трудности, которая имеет относительный характер.

С принципом обучения на высоком уровне трудности органично связан другой принцип: при изучении программного материала нужно идти вперед быстрым темпом. Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного. При этом са­мое важное — непрерывное обогащение школьников все новы­ми и новыми знаниями. Однако нельзя смешивать этот принцип с поспешностью в учебной работе, не следует стремиться также к большому количеству заданий, выполняемых школьниками. Важнее обогащение ума школьника разносторонним содержа­нием и создание благоприятных условий для глубокого осмысле­ния получаемой информации.

Действенным средством, позволяющим идти быстрым темпом и сильным и слабым учащимся, является применение дифферен­цированной методики, специфика которой состоит в том, что одни и те же вопросы программы различные ученики проходят с неодинаковой глубиной.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Характеристика учебников по русскому языку в аспекте применения наглядности и характеристика учебников по русскому языку
С целью анализа наглядного материала, используемого в учебных пособий в начальной школе,мы проанализировали ряд азбук, действующих в начальной школе: В.Г.Горецкий «Русская азбука» учебник для 1 класса трёхлетней и четырёхлетней начальной школы 2001 года, Азбука Н.В.Нечаева 2003 года, Азбука Бунеева ...

Какие стороны работы университета требуют совершенствования
Накануне Нового года президент Дмитрий Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Документ предусматривает сокращение численности сотрудников органов внутренних дел до 1 января 2012 года на 20%. В связи с этим некоторые СМИ сообщи ...

Обоснование методики коррекции осанки у умственно отсталых детей на занятиях ЛФК
Во время педагогического эксперимента проводились занятия по лечебной физической культуре два раза в неделю у УО детей 7-8 лет с применением экспериментальной методики коррекции осанки. Экспериментальная методика состояла из комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки, кот ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru