Целостность содержания народного воспитания

Страница 6

В мужской красоте должны сочетаться крепкое телосложение, физическая сила, мужество и отвага, ум и доброта.

Опыт воспитания десятков поколений утвердил в народной педагогике наиболее продуктивные средства эстетического воспитания. К числу таких наиболее ярких средств следует отнести собственные имена, колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, детские сказки, пословицы, загадки; специфические средства и формы эстетического воспитания детей в труде земледельцев, животноводов, ювелиров, гончаров, златокузнецов (образцовые национальные узоры, насечки, нахиши, национально специфический порядок содержания пашен, садов, участков, домашних животных и т. д.); порядок проведения народных праздников — «Весны», «Цветов», «Черешни», «Первой борозды», «Косарей», «Животноводов», «Урожая», свадебных торжеств, игр во время отдыха и многое другое.

В развитии эстетических чувств неоценима роль изобразительного и прикладного искусства, национальной одежды горцев, игрушек, музыки, танцев, цирковых и театральных представлений, сцен народных юмористов, острословов, клоунов. Последние не только выражают все прекрасное, нравственно ценное, но и осуждают безобразное в действиях и поступках людей (неряшливость, расхлябанность, жестокость, бессердечность, неуважение к людям, к природе и т. д.).

Физическое совершенство — это как раз то, чем объяснялось преимущество дагестанцев в трудовых и боевых действиях. От степени физической подготовленности, от умения разумно ис--пользовать физические качества организма во многом зависело существование горца. Во время охоты, в бою, и отчасти в труде плохое физическое развитие таило в себе угрозу смерти. Осознание этого привело горцев к постоянному физическому самосовершенству, к выработке в детях сызмала жизнедеятельных в горах физических качеств: силы, выносливости, подвижности и т. д.

Физически сильные, закаленные и волевые люди пользуются у народа огромной любовью. Например, появление в ауле силача-циркача, канатоходца-пехлевана, мгновенно собирает весь народ на зрелище. О сильных сложены легенды, сказы, песни, рассказы, В памяти народа до сих пор живут воспоминания о силе и ловкости Давуд-Мирзы из аула Утлух, Гаджи Усмана из аула Арчиб, Исал-Гаджи Гимринского, Кур-Магомеда Казикумухского, Аваро-Муртазали, Имал-Магомеда из Чараха, Абдулхалима из Чоха; горянок: Серфинат из селения Азад-Оглы, Чамту из Кура-ха, Джавгар из Багикли. Рассказы о физически выносливых, стойких и сильных народных заступниках из чисто педагогических побуждений передаются из поколения в поколение, их ставят в пример воспитания «труженика и воина, способного выдержать любые испытания боевой жизни, презирающего малодушие, слабость и трусость».

Особое внимание в физическом воспитании народ придает разумному накоплению и применению физической силы и других качеств. Ни в коей мере не одобряются качества, противоречащие нравственным нормам трудового народа: применение физической силы против слабых, стариков, женщин, детей, физические состязания с более слабым противником и т. д. Народная педагогика признает только физические качества, направленные на пользу общества: защита менее слабых, чести стариков, женщин, семьи, народа, оказание помощи соседям, попавшему в беду, престарелым,, инвалидам . Люди именно с такими физическими устремлениями близки народу, остаются в памяти и служат образцом для молодого поколения.

Таким образом, широта и глубина представлений дагестанских народов об основных направлениях воспитания человека очевидны. Они дают нам возможность сделать вывод о том, что трудящийся народ сознает необходимость целостного подхода к формированию гармонически развитого человека. Целостный подход к решению всеобъемлющих задач воспитания предполагает в народной педагогике использование самых различных, порою весьма специфических форм, методов и средств, обеспечивающих эффективность процесса организации воспитания подрастающего поколения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Педагогические заметки:

Личностно-ориентированные технологии в школьном курсе информатики
В настоящее время в зарубежной педагогике все больше склоняются к холистическому подходу к образованию (holistic edication, Рон Миллер, Дж. Макс Винго). Основной идеей этого подхода является концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, г ...

Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения
Разработанная нами методика «Мир детской фантазии» направлена на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством творчества на занятиях по рисованию. Методика рассчитана на один год (35 ч) при условии, что занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 25-30 мин. В основу заняти ...

Типы компьютерных тестов
В соответствии с моделью знаний, выделим три класса компьютерных тестов на знания, умения и навыки. Отметим, что типы компьютерных тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого. 1. Типы тестовых заданий по блоку «знания» — вопросы альтернативные ( ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru