В мужской красоте должны сочетаться крепкое телосложение, физическая сила, мужество и отвага, ум и доброта.
Опыт воспитания десятков поколений утвердил в народной педагогике наиболее продуктивные средства эстетического воспитания. К числу таких наиболее ярких средств следует отнести собственные имена, колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, детские сказки, пословицы, загадки; специфические средства и формы эстетического воспитания детей в труде земледельцев, животноводов, ювелиров, гончаров, златокузнецов (образцовые национальные узоры, насечки, нахиши, национально специфический порядок содержания пашен, садов, участков, домашних животных и т. д.); порядок проведения народных праздников — «Весны», «Цветов», «Черешни», «Первой борозды», «Косарей», «Животноводов», «Урожая», свадебных торжеств, игр во время отдыха и многое другое.
В развитии эстетических чувств неоценима роль изобразительного и прикладного искусства, национальной одежды горцев, игрушек, музыки, танцев, цирковых и театральных представлений, сцен народных юмористов, острословов, клоунов. Последние не только выражают все прекрасное, нравственно ценное, но и осуждают безобразное в действиях и поступках людей (неряшливость, расхлябанность, жестокость, бессердечность, неуважение к людям, к природе и т. д.).
Физическое совершенство — это как раз то, чем объяснялось преимущество дагестанцев в трудовых и боевых действиях. От степени физической подготовленности, от умения разумно ис--пользовать физические качества организма во многом зависело существование горца. Во время охоты, в бою, и отчасти в труде плохое физическое развитие таило в себе угрозу смерти. Осознание этого привело горцев к постоянному физическому самосовершенству, к выработке в детях сызмала жизнедеятельных в горах физических качеств: силы, выносливости, подвижности и т. д.
Физически сильные, закаленные и волевые люди пользуются у народа огромной любовью. Например, появление в ауле силача-циркача, канатоходца-пехлевана, мгновенно собирает весь народ на зрелище. О сильных сложены легенды, сказы, песни, рассказы, В памяти народа до сих пор живут воспоминания о силе и ловкости Давуд-Мирзы из аула Утлух, Гаджи Усмана из аула Арчиб, Исал-Гаджи Гимринского, Кур-Магомеда Казикумухского, Аваро-Муртазали, Имал-Магомеда из Чараха, Абдулхалима из Чоха; горянок: Серфинат из селения Азад-Оглы, Чамту из Кура-ха, Джавгар из Багикли. Рассказы о физически выносливых, стойких и сильных народных заступниках из чисто педагогических побуждений передаются из поколения в поколение, их ставят в пример воспитания «труженика и воина, способного выдержать любые испытания боевой жизни, презирающего малодушие, слабость и трусость».
Особое внимание в физическом воспитании народ придает разумному накоплению и применению физической силы и других качеств. Ни в коей мере не одобряются качества, противоречащие нравственным нормам трудового народа: применение физической силы против слабых, стариков, женщин, детей, физические состязания с более слабым противником и т. д. Народная педагогика признает только физические качества, направленные на пользу общества: защита менее слабых, чести стариков, женщин, семьи, народа, оказание помощи соседям, попавшему в беду, престарелым,, инвалидам . Люди именно с такими физическими устремлениями близки народу, остаются в памяти и служат образцом для молодого поколения.
Таким образом, широта и глубина представлений дагестанских народов об основных направлениях воспитания человека очевидны. Они дают нам возможность сделать вывод о том, что трудящийся народ сознает необходимость целостного подхода к формированию гармонически развитого человека. Целостный подход к решению всеобъемлющих задач воспитания предполагает в народной педагогике использование самых различных, порою весьма специфических форм, методов и средств, обеспечивающих эффективность процесса организации воспитания подрастающего поколения.
Педагогические заметки:
Изучение искусства и практическая подготовка воспитателя
Одно из важных направлений совершенствования воспитательно-образовательной работы — значительное улучшение художественного образования и воспитания детей. Вот почему так необходимо развивать чувство прекрасного, формировать эстетический вкус, умение понимать красоту произведений искусства, архитект ...
Экологическая тропа, ее построение и использование в экологической работе с
детьми
В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако с точки зрения их формы, продолжительности и содержания, а также с учетом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, разв ...
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведуще ...