Целостность содержания народного воспитания

Страница 2

1. Преданность Родине, народу - «Родина - мать, а чужбина - мачеха» (лак.); «Кто потеряет любимую, будет плакать семь лет, кто Родину - всю жизнь»; «Сокол не покидает гнезда» (лезг.).

2.Трудолюбие - «Дерево ценится плодами, человек трудами»; «Только труд кормит человека» (авар., лак.); «Любишь почет —люби труд» (дарг.); «На работе трудись до пота, на гулянке пой с охотой» (дарг.).

3. Правдивость и человечность - «Чем без чести жить-корпеть, лучше с честью умереть» (лезг.); «Лжец на почетное место однажды только может сесть, пока еще не всем известно, кто он на самом деле есть» (лак., дарг.); «Кто украдет уздечку, тот и лошадь уведет» (дарг.); «Тяга к чужим местам - ногам в тягость, к чужим вещам — в сердце тягость».

4. Скромность - «Не задирай голову: расшибешься о скалу»; «Кто нос задирает, обязательно споткнется» (лезг.); «Эй, горец, выпятивший грудь, зря мнишь ты, что стоишь всех выше, подумай, может кто-нибудь стоит на самой вершине крыши» (авар.).

5. Доброта - «Добро добром оплатишь - молодец, на зло добром ответишь - ты мудрец (авар., лак., лезг.); «Злому ослу - ноша тяжелая»; «Спесь губит достоинство» (лак.).

6. Мужество — «Герои гибнут лишь однажды, а трус, что ни минута - дважды (авар.); «Погибнет герой -- нам имя останется, умрет мастер — дело останется» (лезг.).

7. Дружба и коллективизм (в единении сила) - «Гора без гор других века стоит, свой жребий не кляня, а человек без человека не может обойтись и дня» (авар.); «Колос к колосу - сноп получается» (лак.); «Капля за каплей- озеро получается» (лезг.); «Топнет народ - земля затрясется» (лак.); «Коль есть друзья, так сбереги: не сбережешь, они - враги» (лезг.).

8. Непримиримость к врагам народа - «Если не разбить голову змее, то нет пользы от того, что разобьешь ей хвост»; «Змею нужно убить, пока она еще не превратилась в дракона» (лак.); «Не верь врагу и не садись рядом с ним» (лезг.).

9. Уважение к старшим - «Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет»; «Кто советуется, тот не ошибается» (лак.); «Что сказал старший, уловит младший» (лезг.).

10. Рассудительность. Стремление к знаниям — «Была бы голова, а папаха найдется» (лак.); «Хоть молод ты, хоть сед, но пусть всегда идет гнев за умом вослед, а не наоборот»; «Ум людей не ждет, когда станет борода седа».

11. Разумная экономия, знание меры — «Кто не ценит копейку, тому и рубль нипочем» (лезг.); «Кто не ценит малого, тому и большого не оценить» (дарг.); «Не в меру прыткий быстро состарится»; «Не в меру ретивая лошадь быстро устает» (лезг.).

Моральный кодекс народа удивительно просто и доступно освещает обязательные для каждого человека качества, показывает крайне необходимые для человеческого общежития отношения. Он основывается на почитании старшего по возрасту, на уважении к родителям, любви к родным и близким, на гостеприимстве, на верности в дружбе, на сострадании к больным и униженным, на великодушии, на верности данному слову, на благородстве по отношению к женщине, на чистоте помыслов и поступков.

Народные нравственные понятия имеют весьма емкое содержание.

Коллективизм — это еще одно качество, нравственная значимость которого глубоко воспринимается только трудящимися Очевидным показателем проявления чувств коллективизма стали такие жизнеоправдавшиеся формы организации людей, как сельские сходы на годекане (джамаат), коллективные помочи, женские посиделки и мужские вечеринки, трудовые праздники, спортивные состязания, народные игры и другие.

Педагогическая ценность народных форм организации коллектива заключается в том, что в них индивид получает «средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков». Силу коллектива народ видит в сплоченности. «Два против одного составляют войско», «Если двое возьмутся — валун с места сдвинут, если трое — на другое место перенесут» (лак.), «Джамаат захочет — войлочный кол в землю войдет» (таб.). Все это учит людей сплочению: и в труде и в бою выступать единой семьей, горевать или торжествовать всем аулом и т. д. Следствием такой сплоченности и взаимопонимания народов Дагестана стали общие традиции: единое для всех, наиболее подходящее время уборки урожая, косьбы, пахоты, перегона скота, проведения свадеб, праздников, единые требования к поведению человека и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Внедрение новых образовательных технологий, как элемент повышения качества образования
Решение стратегической задачи совершенствования технологий повышения качества образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям: 1) реализация ПНПО как механизма системных изменений и инновационных преобразований в регионе. Реализацию настоящих мероприяти ...

Опыт организации молодежного досуга в России
Экономические и социальные изменения в 90-е годы затронули практически все сферы жизни российского общества в целом и каждую их его социальных страт. До конца 1980-х годов государство однозначно предопределяло не только идеологию, но и репертуар всех учреждений художественного воспитания, театров, ...

Чтение как средство обучения
Особенности чтения как речевой деятельности делают его весьма эффективным сред­ством обучения. Его положительная роль особенно ощути­ма в овладении языковым материалом: мнемическая дея­тельность, сопровождающая процесс чтения, обеспечивает запоминание языковых единиц, причем как изучаемых, так и но ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru