Целостность содержания народного воспитания

Страница 1

Дагестанские педагоги исследовали отдельные направления воспитания у народов Дагестана: трудового (Пашаева Р. М.), нравственного (Магомедова 3. М.), эстетического (Магомедов А. М.). Такой подход, на наш взгляд, нарушает принцип целостности содержания народного воспитания. Обращение только к одним народным традициям не может отражать полную картину содержания воспитания даже по конкретному направлению.

Дагестанские народы не мыслят полноценность человека без наличия элементарных взаимодополняющих качеств: знаний, навыков, умений общения с людьми, обращения с растительным и животным миром, содержания себя, своей семьи, престарелых родителей, противоборства с врагами народа, защиты интересов общества, родины. Человек, о чем свидетельствуют даже собственные имена дагестанцев, должен быть здоровым и сильным как лев и львица (Аслан — кум., Галбац - авар., Каплан— кум., лезг.), стойким как горы (Дагълар — лезг.), крепким как железо и сталь (Чаронов, Махулов — авар.). Человек должен быть трудолюбивым, иметь профессию, а желательно, быть мастером (уста) на все руки. Призывая к посильному труду, народ говорит: «Кто не способен дать молоко как корова, должен пахать как бык» (лезг.), «Работнику- полтинник, мастеру - рубль» (дарг.), «Ценят не папаху и не слова, а каждодневные дела» (лезг:). Человек должен быть сообразительным, умственно развитым: «Когда в голове ум, глаза лучше видят», «Умный враг лучше глупого друга» (лезг.). Человек должен чувствовать красоту людей и природы, быть ее хранителем и творцом. Разум человека формируется на протяжении всей его жизни, Поэтому народные мудрецы как бы шутливо, но вполне резонно советуют «Каждый день надо хоть одно словечко новое слышать, а не то уши, как у осла, отрастут» (лак.). В метких изречениях народа сокрыты важнейшие педагогические идеи и жизнедеятельные дидактические принципы:

Идеи и принципы, нашедшие свое отражение в народных пословицах, являются обобщением многовекового педагогического опыта трудящихся Дагестана и, на наш взгляд, представляют огромный интерес для повседневной практики воспитания детей.

Указанные идеи и принципы умственного развития могут быть основополагающими для последовательного и глубоко продуманного усвоения колоссальных народных знаний, умений и навыков по многочисленным отраслям жизнедеятельности человека: по народной биологии, геологии, математике, метеорологии, по народной медицине и т. д. Внимание к народным принципам умственного развития позволит более прочно усвоить дидактические принципы при изучении курса педагогики в среднеспециальных и высших учебных заведениях.

Краеугольным камнем всей системы народного воспитания является нравственное воспитание. Не случайно мудрецы говорят: «Ученым стать проще, быть человеком гораздо труднее» (общедаг.). Любая деятельность человека, любое проявление его интеллектуальных и физических качеств расцениваются в народе с точки зрения соответствия таким нравственным понятиям, как «честь», «совесть», «достоинство», «заветы дедов», «доблесть», «благородство» и др.

Цель и задачи нравственного воспитания народ видит в формировании у человека необходимых моральных качеств: гуманизма, честности и правдивости, скромности, справедливости, дружбы и товарищества, трудолюбия, коллективизма, мужества, стойкости, преданности народу и родине. Наиболее ярко народные представления о нравственности зафиксированы в Моральном кодексе горцев, нашедшем свое выражение в народных пословицах, «поэтическая форма и умное содержание» которых наиболее благоприятно «осуществляют цель нравственного воспитания».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Эколого-экономическое образование в учебной деятельности младших школьников как педагогическая проблема
«Суть процесса образования состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Этот процесс возможен только при многогранной духовной деятельности, без которой нет устремления к идеалу, нет живой человеческой личности». Целенаправл ...

Содержание и формы работы социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Общение с гиперактивными подростками показывает, что у них не ладятся отношения со временем и пространством. Они суетливы, непоседливы, их движения непроизвольны. Все у них должно происходить быстро, они не знают покоя и раздумья, не могут сосредоточиться на задаче. Хотя они часто находятся в центр ...

Виды игр
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификаций различного рода игр. Говоря о классификации, необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru