Целостность содержания народного воспитания

Страница 1

Дагестанские педагоги исследовали отдельные направления воспитания у народов Дагестана: трудового (Пашаева Р. М.), нравственного (Магомедова 3. М.), эстетического (Магомедов А. М.). Такой подход, на наш взгляд, нарушает принцип целостности содержания народного воспитания. Обращение только к одним народным традициям не может отражать полную картину содержания воспитания даже по конкретному направлению.

Дагестанские народы не мыслят полноценность человека без наличия элементарных взаимодополняющих качеств: знаний, навыков, умений общения с людьми, обращения с растительным и животным миром, содержания себя, своей семьи, престарелых родителей, противоборства с врагами народа, защиты интересов общества, родины. Человек, о чем свидетельствуют даже собственные имена дагестанцев, должен быть здоровым и сильным как лев и львица (Аслан — кум., Галбац - авар., Каплан— кум., лезг.), стойким как горы (Дагълар — лезг.), крепким как железо и сталь (Чаронов, Махулов — авар.). Человек должен быть трудолюбивым, иметь профессию, а желательно, быть мастером (уста) на все руки. Призывая к посильному труду, народ говорит: «Кто не способен дать молоко как корова, должен пахать как бык» (лезг.), «Работнику- полтинник, мастеру - рубль» (дарг.), «Ценят не папаху и не слова, а каждодневные дела» (лезг:). Человек должен быть сообразительным, умственно развитым: «Когда в голове ум, глаза лучше видят», «Умный враг лучше глупого друга» (лезг.). Человек должен чувствовать красоту людей и природы, быть ее хранителем и творцом. Разум человека формируется на протяжении всей его жизни, Поэтому народные мудрецы как бы шутливо, но вполне резонно советуют «Каждый день надо хоть одно словечко новое слышать, а не то уши, как у осла, отрастут» (лак.). В метких изречениях народа сокрыты важнейшие педагогические идеи и жизнедеятельные дидактические принципы:

Идеи и принципы, нашедшие свое отражение в народных пословицах, являются обобщением многовекового педагогического опыта трудящихся Дагестана и, на наш взгляд, представляют огромный интерес для повседневной практики воспитания детей.

Указанные идеи и принципы умственного развития могут быть основополагающими для последовательного и глубоко продуманного усвоения колоссальных народных знаний, умений и навыков по многочисленным отраслям жизнедеятельности человека: по народной биологии, геологии, математике, метеорологии, по народной медицине и т. д. Внимание к народным принципам умственного развития позволит более прочно усвоить дидактические принципы при изучении курса педагогики в среднеспециальных и высших учебных заведениях.

Краеугольным камнем всей системы народного воспитания является нравственное воспитание. Не случайно мудрецы говорят: «Ученым стать проще, быть человеком гораздо труднее» (общедаг.). Любая деятельность человека, любое проявление его интеллектуальных и физических качеств расцениваются в народе с точки зрения соответствия таким нравственным понятиям, как «честь», «совесть», «достоинство», «заветы дедов», «доблесть», «благородство» и др.

Цель и задачи нравственного воспитания народ видит в формировании у человека необходимых моральных качеств: гуманизма, честности и правдивости, скромности, справедливости, дружбы и товарищества, трудолюбия, коллективизма, мужества, стойкости, преданности народу и родине. Наиболее ярко народные представления о нравственности зафиксированы в Моральном кодексе горцев, нашедшем свое выражение в народных пословицах, «поэтическая форма и умное содержание» которых наиболее благоприятно «осуществляют цель нравственного воспитания».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Цели и средства воспитательного воздействия
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач. В качестве основы для определения методов ориентируются на позиции воспитателя в выборе способов воспитательного взаимодействия. Можн ...

Дидактика. Метод и приёмы обучения
Дидактика - это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Слово "дидактика" происходит от греческого "дидактикос", что означает "обучающий". Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности. Дидактику определяют как общую теорию ...

Методы диагностики по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента
После проведения дополнительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на повышение уровня развития ручной умелости и творческого воображения, нами была проведена контрольная диагностика. Результаты задания «Мозаика из геометрических фигур "Птичка"» на контрольном эт ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru