Темой исследования является применение методов и содержания народной педагогики в работе социальной педагогики. Актуальность темы определена повышением этнопедагогического фактора в общей организации педагогической, психологической и социальной работы. Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856) писал: “Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей полноте его жизни”.
Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время, время “массированного наступления” на культуру, историю, язык всех без исключения больших и малых народов России. Задача педагогов построить учебно-воспитательный процесс, целью которого является формирования национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
Необходимость создания такого обучения обосновывается социальными и педагогическими факторами.
К числу первых можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов — новая социальная функция школы и всей системы воспитания детей и молодежи.
Настоящее исследование выполнено на материале народной педагогики дагестанских народов.
Цель исследования – оценить возможности и перспективы применения этнопедагогического опыта в организации педагогической и социальной работе в Республике Дагестан, в первую очередь в сельских школах (в работе приводятся примеры, имеющие отношение именно к сельским школам). Задачи работы в соответствии с этой целью поставлены следующие:
1. Анализ исторических условий становления и развития народной педагогики в республике
2. Анализ содержания и методов народной педагогики
3. Характеристика современного состояния практического применения методов народной педагогики в дагестанских школах.
Соответственно этим трём задачам работа состоит из трёх глав.
Для выполнения работы использованы преимущественно дагестанские источники. Наиболее значительные из них – «Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека» (автор А.К.Алиев) и «Народная педагогика Дагестана» (автор Ш.А.Мирзоев). Остальные источники посвящены какой-либо одной из сторон народной педагогики Дагестана – патриотическому воспитанию (З.Т. Гасанов), художественным традициям (З. М. Магомедова) и т.п. Исторические и этнографические сведения приведены по монографии Г.Д. Даниялова «Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России».
Педагогические заметки:
Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания крестьян. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы. Существенным отличием ...
Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой
деятельности
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я.Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся мы понимаем « комплексные возможности ученика в совершении дея ...
Теоретико-методологические предпосылки развития профессиональной
компетентности педагога в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Понятие и классификация профессиональной компетентности педагога Понятие компетенции - 1) обладающий знаниями, осведомленность в какой-либо области; 2) осведомленность, авторитетность, является признанным знатоком; 3) обладающий компетенцией, полноправный». 4) обладание основательными знаниями, хор ...