Целостность содержания народного воспитания

Страница 4

Обязательным компонентом человеческой нравственности в народной педагогике выступают мужество и стойкость. Исторические предания о мужестве не только мужчин, но и женщин-горянок, показывают насколько понятен дагестанскому народу общечеловеческий смысл этих качеств. По мнению народа, мужество — это прежде всего проявление стойкости, смелости и самообладания в экстремальных и конфликтных ситуациях. Дагестанские пословицы гласят: «Молодец из скалы воду выжмет» (дарг.), «Сын, который собирается выступить против врага, у отца не спрашивает», «Кто собрался бежать, не боится упасть», «Мужество не спрашивает, высока ли скала».

В народной педагогике Дагестана понятие мужества закрепилось как черта истинно мужская. Признаками мужества считаются умение сдержать слово, выполнять обещания и клятвы, данные перед решающими событиями («Настоящий мужчина слова на ветер не бросает», «У кинжала два лица, у джигита одно» — общедаг.); храбрость и не хвастливость («У храброго джигита язык не смел» — дарг.); стойкость, преданность и т. д.

Более того, по кодексу чести горца мужчине вменяется в обязанность быть доброжелательным, внимательным, приветливым, решительным, выносливым, миролюбивым, иметь твердый характер, силу воли, одолевать соперника в честной борьбе, быть наставником младших, словом, отвечать всем традиционным требованиям мужского достоинства. Одновременно народная педагогика осуждает показное мужество.

Одним из традиционных примеров укрепления мужества стало у дагестанцев всенародное презрение трусости: «Трус и тени своей боится» (лезг.), «Труса сабака укусит, если он даже на коне» (дарг.). Трусости противопоставляется непоколебимое мужество: «Что трус потерял, то порой, на поле битвы находит герой» (дарг.). А требование «Саблей не дерись и нож на землю не клади» (лак.) говорит только об уместном мужестве, о готовности в любой момент, в любых условиях отстоять себя, свой народ, родину.

Мужчину, обладающего мужеством, благородством, бескорыстием, чувством милосердия и другими положительными качествами, дагестанцы называют джигитом. Дагестанские джигиты во все времена истории имели честь и славу. Воспитанием таких благородных мужчин дагестанцы обязаны в основном своему дагестанскому этикету, стержневым элементом которого является порядочность. Народная педагогика, располагает целым комплексом правил добропорядочности.

Таким образом, нравственное воспитание в народной педагогике— важнейший фактор социализации человека. Человек тогда признается в народе человеком, когда он знает, почитает и выполняет правила народной нравственности.

Народом также создана оригинальная система трудового воспитания. Она включает в себя последовательную реализацию вполне конкретных, взаимообусловленных задач. Это прежде всего привитие детям чувства уважения к простым труженикам и плодам их труда. Для этого сызмальства детям внушают необходимость лично участвовать в посильном труде («Работай, где нашел работающих, кушай, где нашел кушающих» - лезг., «Отработав, что полагается, съешь, что причитается», «Не попотев поел — делу убыток, голодным попотел - телу убыток», «Дерево плодами ценится, человек трудами» - общедаг.).

Любой труд, по мнению народа, требует мастерства, знания профессиональных премудростей, ведущих к добрым результатам: «Взявшись умело, можно и снег спалить, а без уменья — дело загубишь» (дарг.), «Умелый разведет огонь - на дне моря загорится, у растяпы — не загорится и на суше» (лак.). Подбадривая тех, кто пасует при первых неудачах в труде, и обращая внимание на величайшие способности человека, народ утверждает: «Нет рыбы, которая не умела бы нырять», «Нет утенка, чтобы не умел плавать», «Неумелой доярке загон кривым кажется» (лак., дарг.). Нужно только стремиться к познанию, а не то «Неумело работать и наковальню можно разбить» (лак.). Труд возможен при волевых усилиях, при физическом и умственном напряжении, убеждает народ, предостерегая детей от бездумного отношения к труду. Добросовестное отношение к труду народная педагогика видит в бережном, хозяйском отношении к орудиям производства: «Если руки мастера его дела, то инструменты - его лицо», «У кого нет лопаты, у того сада не бывает» (лак.), «Успех мастера зависит от инструментов» (лезг.). Эффективность труда народ связывает с правильным осознанием своевременности и целенаправленности трудовых действий: «Во время жатвы опоздаешь на час — целый год не нагонишь» (дарг.), «То, что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра, то, что собираешься есть сегодня— и на завтра оставь» (лак.), «Яйцо, сваренное сегодня, лучше курицы, что сварят завтра» (лезг.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Методики, направленные на определение степени овладения логическими операциями мышления
Способность выделять существенное Учитель предлагает школьникам ряд слов, в каждом из которых пять даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за 20 секунд исключить из скобок, то есть выделить, два слова, наиболее существенные для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, за ...

Использование игры
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения. Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную дея ...

Контрольно-оценочная деятельность при безотметочном обучении
Контроль и оценка результатов учебной деятельности млад­ших школьников является существенной составляющей процес­са обучения и одной из важных задач педагогической деятельно­сти учителя. Система контроля и оценки учебной работы школьника не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвое­н ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru