Целостность содержания народного воспитания

Страница 4

Обязательным компонентом человеческой нравственности в народной педагогике выступают мужество и стойкость. Исторические предания о мужестве не только мужчин, но и женщин-горянок, показывают насколько понятен дагестанскому народу общечеловеческий смысл этих качеств. По мнению народа, мужество — это прежде всего проявление стойкости, смелости и самообладания в экстремальных и конфликтных ситуациях. Дагестанские пословицы гласят: «Молодец из скалы воду выжмет» (дарг.), «Сын, который собирается выступить против врага, у отца не спрашивает», «Кто собрался бежать, не боится упасть», «Мужество не спрашивает, высока ли скала».

В народной педагогике Дагестана понятие мужества закрепилось как черта истинно мужская. Признаками мужества считаются умение сдержать слово, выполнять обещания и клятвы, данные перед решающими событиями («Настоящий мужчина слова на ветер не бросает», «У кинжала два лица, у джигита одно» — общедаг.); храбрость и не хвастливость («У храброго джигита язык не смел» — дарг.); стойкость, преданность и т. д.

Более того, по кодексу чести горца мужчине вменяется в обязанность быть доброжелательным, внимательным, приветливым, решительным, выносливым, миролюбивым, иметь твердый характер, силу воли, одолевать соперника в честной борьбе, быть наставником младших, словом, отвечать всем традиционным требованиям мужского достоинства. Одновременно народная педагогика осуждает показное мужество.

Одним из традиционных примеров укрепления мужества стало у дагестанцев всенародное презрение трусости: «Трус и тени своей боится» (лезг.), «Труса сабака укусит, если он даже на коне» (дарг.). Трусости противопоставляется непоколебимое мужество: «Что трус потерял, то порой, на поле битвы находит герой» (дарг.). А требование «Саблей не дерись и нож на землю не клади» (лак.) говорит только об уместном мужестве, о готовности в любой момент, в любых условиях отстоять себя, свой народ, родину.

Мужчину, обладающего мужеством, благородством, бескорыстием, чувством милосердия и другими положительными качествами, дагестанцы называют джигитом. Дагестанские джигиты во все времена истории имели честь и славу. Воспитанием таких благородных мужчин дагестанцы обязаны в основном своему дагестанскому этикету, стержневым элементом которого является порядочность. Народная педагогика, располагает целым комплексом правил добропорядочности.

Таким образом, нравственное воспитание в народной педагогике— важнейший фактор социализации человека. Человек тогда признается в народе человеком, когда он знает, почитает и выполняет правила народной нравственности.

Народом также создана оригинальная система трудового воспитания. Она включает в себя последовательную реализацию вполне конкретных, взаимообусловленных задач. Это прежде всего привитие детям чувства уважения к простым труженикам и плодам их труда. Для этого сызмальства детям внушают необходимость лично участвовать в посильном труде («Работай, где нашел работающих, кушай, где нашел кушающих» - лезг., «Отработав, что полагается, съешь, что причитается», «Не попотев поел — делу убыток, голодным попотел - телу убыток», «Дерево плодами ценится, человек трудами» - общедаг.).

Любой труд, по мнению народа, требует мастерства, знания профессиональных премудростей, ведущих к добрым результатам: «Взявшись умело, можно и снег спалить, а без уменья — дело загубишь» (дарг.), «Умелый разведет огонь - на дне моря загорится, у растяпы — не загорится и на суше» (лак.). Подбадривая тех, кто пасует при первых неудачах в труде, и обращая внимание на величайшие способности человека, народ утверждает: «Нет рыбы, которая не умела бы нырять», «Нет утенка, чтобы не умел плавать», «Неумелой доярке загон кривым кажется» (лак., дарг.). Нужно только стремиться к познанию, а не то «Неумело работать и наковальню можно разбить» (лак.). Труд возможен при волевых усилиях, при физическом и умственном напряжении, убеждает народ, предостерегая детей от бездумного отношения к труду. Добросовестное отношение к труду народная педагогика видит в бережном, хозяйском отношении к орудиям производства: «Если руки мастера его дела, то инструменты - его лицо», «У кого нет лопаты, у того сада не бывает» (лак.), «Успех мастера зависит от инструментов» (лезг.). Эффективность труда народ связывает с правильным осознанием своевременности и целенаправленности трудовых действий: «Во время жатвы опоздаешь на час — целый год не нагонишь» (дарг.), «То, что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра, то, что собираешься есть сегодня— и на завтра оставь» (лак.), «Яйцо, сваренное сегодня, лучше курицы, что сварят завтра» (лезг.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания звуковой культуры речи
Итак, обучение детей правильному произношению включает выработку и закрепление правильных речевых динамических стереотипов, что требует значительного напряжения нервных клеток коры головного мозга. Работу над правильным произношением, безусловно, необходимо проводить параллельно с обучением звуково ...

Цели и задачи самостоятельной работы
Если фактографические данные усваиваются учащимися на основе простого воспроизведения, то овладеть методами познания можно лишь путем тренировки, отработки определенных действий и самостоятельность применения их во все новых ситуациях. Такую возможность дает только систематическая самостоятельная р ...

Требования к учебной мастерской
Учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий), с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальн ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru