Экологическая тропа, ее построение и использование в экологической работе с детьми

Информация о педагогике » Роль природно-развивающей среды в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста » Экологическая тропа, ее построение и использование в экологической работе с детьми

Страница 1

В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако с точки зрения их формы, продолжительности и содержания, а также с учетом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

Можно выделить два основных типа экологических тропинок: а) на территории дошкольного учреждения;

б) в природных или приближенных к ним условиям (пригородный лес, парк, сквер и т. п.)

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки- включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луг, лес), клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных (или очищенных) водоемов за пределами детского сада.

Этапы создания экологической тропинки.

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей.

-Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

-Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружках бабочку, цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией

- дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.

-Выбор вместе с детьми "хозяина тропинки"

- сказочного персонажа, который будет давать задания и приглашать в гости.

- Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).

- Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.

-Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений. Для повышения интереса детей (особенно младшего возраста) к занятиям педагог совместно с ними выбирает "хозяина (хозяйку тропинки" - сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Волшебницу Флору и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль "хозяина тропинки" наиболее интересного сказочного героя, который будет помогать проводить занятия. Его можно изобразить на всех табличках или хотя бы в начале маршрута (где он встречает детей) и в конце (где он прощается с ними). Периодически этот персонаж может посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив по бокам фигуры довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок легко закрепить Боровичка на дереве, обхватив полосами ствол и закрепив их концы, например, с помощью скрепки или липкой бумаги. В карман сказочного человечка заранее положите задание для детей - просьба Боровичка, которые они будут выполнять. За оказанную помощь, удачно выполненные задания-загадки сказочный персонаж периодически будет оставлять на тропинке сюрпризы - конфеты, орехи на деревьях, кустарниках или в своем кармане (для малышей).

План тропинки, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить в ее начале. К выбору объектов, оформлению тропинки привлеките детей, выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым вы дадите детям возможность почувствовать свою причастность к созданию тропинки; они будут по-особенному относиться к ней, считать своей, проявлять больший интерес к занятиям. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием, например "Точка Дуб". Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов - используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые вы составите вместе с детьми во время занятий. При оформлении табличек для некоторых объектов можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного - в зеленый, пищевого - в синий. Если территорию вашего детского сада посещают посторонние и вы не можете обеспечить сохранность оборудования тропинки, сделайте легкие переносимые таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, можете брать таблички только тех объектов, которые намереваетесь посетить.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Наглядность как средство развития познавательного интереса
Наглядность как один из важнейших дидактических принципов разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Наглядные материалы ...

Детский фольклор в истории России
«Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале "Учитель" появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание на ...

Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам
Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. Освоение простейших музыкальных форм, сп ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru