Целостность содержания народного воспитания

Страница 5

Большую роль отводит народная педагогика привитию детям чувств трудовой солидарности, взаимопомощи и дружбы, как важнейших качеств человека, обеспечивающих его общественную полезность. «Будете дружно работать — будет работа легка» (дарг.), «Дружное стадо волков не боится» (общедаг.), - говорят мудрецы Дагестана.

Содержание трудового воспитания—это неисчерпаемый кладезь мудрых народных идей, наставлений, полных забот поучений, адресованных юным, еще не постигшим смысла человеческой жизни. Оно выражает издавна значимые и умело осуществляемые в образцовых дагестанских семьях и аулах нормы морали горского труженика.

Важнейшей стороной народного воспитания является формирование у человека понимания и потребности в прекрасном, стремления жить и творить по законам, красоты. Дагестанцы, как и многие другие народы, имеют довольно широкие, общечеловечески значимые представления о красоте. У каждого дагестанского народа степень красоты выражается по-своему. В лезгинском языке слова «хъсан» (хороший, добрый, славный, милый), «гуьзел», «иер», «гуьрчег» (красивый, прелестный, изящный), «къешенг» (изысканный, элегантный), «хушбахт» (блаженный, счастливый), «чIагай» (украшенный, роскошный); в аварском - «берщшаб» гъабатаб», «чIурканаб», «узденаб», в даргинском — «жагаси», къукъаси», в кумыкском — «гезел», «исбайы», «сюйнюмлю», «арив», «герчек» способны тонко подчеркнуть и оценить различные оттенки внешней и внутренней красоты человека, людских отношений, красоты природы, изделий народного творчества.

Произведения устного народного творчества, этнографические и исторические материалы о жизни и быте дагестанцев, а также проведенные нами анкетирование, беседы и опросы старожилов показывают, что трудовой народ признает в человеке естественную внешнюю и духовную красоту, но предпочтение отдает последней.

По мнению народа, не в одной внешней красоте заключается красота человека. «По цвету нельзя узнать о вкусе» (общедаг.), «С красотой в лес по дрова не ходят» (дарг.), «Красота поблекнет, мужество победит» (авар.). Человек должен уметь красиво трудиться, вежливо беседовать, по-доброму относиться к людям и природе, красиво творить, и, наконец, самое важное, ценить красоту. Все эти, тесно связанные между собой компоненты сложились для дагестанцев в единое понятие человеческой красоты. В то же время, народ приметил, что каждый из этих компонентов может служить основным показателем красоты чего или кого-нибудь конкретного. «Хорошего коня по походке узнаешь, из девушек хорошую по поведению узнаешь, хорошего из героев по делам узнаешь» (кум.), «Не смотри на работу, а смотри на красоту изделия», «Женщину украшает нежность» (лезг.) - учат народные пословицы.

Внешняя красота, в понимании горцев, имеет свою дифференциацию, в зависимости от пола. Девушка, по мнению горцев, красива та, которая стройна как «травинка», «как вишня из Голотля», у которой «щеки, масла сливочного белей, лицо прекрасно без мыла, а брови без краски черны», «голос как у соловья», «зубы как перламутр и жемчуг», «губы как земляника», «косы черные предлинные», «язык как медовые соты», «стан как у лани». При всем разнообразии отраженного в устном слове содержания женской красоты, можно установить в какой-то мере обобщенный портрет красивой девушки, соотвествующий требованиям многих народов Кавказа. Красивой считается та девушка, у которой стройный стан, круглое белое лицо с румяными щеками, длинные пальцы, длинные черные косы (что. характерно, длину кос связывают иногда с крепким здоровьем женщины), большие черные глаза, ослепительной белизны зубы. Именно такой естественной, а не искусственной (поддельной) красоте отдают предпочтение народы Дагестана.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Самообразование
Не зависимо от поля деятельности, каждый человек занимается самообразованием. Цели его диктуются общественным развитием, ведь важно не отставать в практике от теории своей профессиональной деятельности. При самообразовании педагог повышает свою квалификацию без предварительно созданных программ и с ...

Изучение школьников в целях профориентации
Особенности памяти, внимания, чувств, воли, желаний и способностей нельзя увидеть, оценить, измерить так же, как мы видим, оцениваем многие из окружающих нас предметов. Эти и ряд других качеств психики человека нельзя непосредственно созерцать ни у себя, ни у других людей. Но в то же время различны ...

Основные положения системы упражнений
Развитие умения воспринимать устную речь на слух является существенной частью любого вида работы, проводимой в устной форме. Следовательно, необходимо проводить обучение учащихся аудированию. Так как понимание на слух устной речи на иностранном языке умение достаточно сложное, то требуется целая си ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru