Особенности профессиональной подготовки дизайнеров

Страница 1

Для творческой деятельности дизайнеру необходимо располагать сведениями из многих областей знания, которые нередко далеко стоят друг от друга. Для получения положительного результата в профессиональной деятельности дизайнер должен синтезировать знания, принадлежащие как к сфере искусства, так и ко многим направлениям науки, иначе говоря, обладать специфическим образно-тектоническим мышлением. В любом виде искусства сосредоточием идейно-творческого начала является композиция. Иначе говоря, через композицию художник (дизайнер) выражает то, что заинтересовало, увлекло его в модели, то, из-за чего он стал ее изображать. Даже простое изображение модели становится художественным произведением только тогда, когда одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию.

Творчество это переосмысление и переделка действительности. Творческая фантазия невозможна без знания, интуиции, чувства тенденции.

Чтобы воспитать творческие мышление, способность воображения, фантазию, надо прежде всего воспитать это чувство тенденции, которое состоит из знания и интуиции. Богатая и правильно построенная сумма знаний - основа творчества. Когда созидающее, творческое действие производится на основе логики твердых и точных знаний, то переход от знакомых частей к новому целому идет наглядно, постепенно и непрерывно. Когда же целое рождается «неожиданно», вне наглядного логического и даже простого сознательного процесса, то говорят: интуиция, вдохновение. В последние годы родилась целая наука, изучающая закономерности процессов мыслительной деятельности человека, в которых имеется элемент догадки, интуиции, - эвристика. Нас интересует то, как можно научить человека творить с помощью интуиции, «чувства тенденции», «чувства материала», как развить эти «чувства».

Во-первых, необходимо накопление знаний - специальных и общих. Во-вторых, воспитание творческой фантазии невозможно без развития таких общечеловеческих качеств, как любознательность и наблюдательность. Если обучение молодых дизайнеров с целым комплексом знаний ведется образно, то это непременно служит и развитию профессиональной дизайнерской любознательности. Но профессиональная любознательность бесполезна без профессиональной наблюдательности. Наблюдательность есть умение анализировать видимое, выделять в нем нечто важное и интересное, замаскированное «потоком восприятия». Следовательно, воспитание наблюдательности есть воспитание умения анализировать визуально.

Соединение любознательности и наблюдательности без последующего действия никому не нужно. Главное в воспитании и развитии интуиции и фантазии практическая работа, так же как главный инструмент этого воспитания - творческое действие.

В системе воспитания дизайнеров большое место отводится изучению и применению модульных элементов, так как модуль - основа дизайнерского конструирования. Модуль - помощник фантазии, ибо он развивает изобретательность. Модуль подталкивает фантазию, воображение, чувство тенденции, ибо для высокого полета фантазии необходим толчок.

Важным моментом в подготовке будущего дизайнера является изучение этапов художественного творчества.

Этапами художественного творчества являются творческая интуиция и анализ, то есть логическое рассмотрение своего творчества. Только гармоничное соединение интуиции и анализа позволяет создать хорошо скомпонованное, законченное произведение.

Творческий процесс не может существовать без образного мышления, интуиции, оценочной деятельности на самых разных уровнях, определенного эмоционального настроения. Во всех этих элементах творчества есть эстетические начала и психологические механизмы, развиваемые и культивируемые художественной деятельностью.

Эстетическое восприятие действительности и искусства предполагает преодоление автоматизма обычного восприятия.

Не было бы никаких изобретений и открытий без умения видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на старое и привычное. Интуиция- догадка, чуткость, проницательность. Существуют три термина, имеющие между собой нечто общее: интуиция, вдохновение, инстинкт - мистическое познание, мистическое одушевление и мистическое действие.

На творческой интуиции основаны методы, получающие все большее распространение при решении многих практических задач, в том числе при проектировании предметной среды (метод мозговой атаки). Задачи эти часто более результативно решаются на основе интуиции, чем при помощи расчетов.

Анализ начинается с умения верно оценить то, что сделано по чувству. Это важнейший момент в практике художника. Способность к творческой интуиции проявление одаренности художника. Способность к анализу, то есть логическому рассмотрению своего творчества, необходимо развивать, воспитывать. Следуя от содержания к форме и развивая сделанное интуитивно, художник (дизайнер) устанавливает не только взаимоотношения персонажей

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Использование игры
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения. Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную дея ...

Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и распознавание речевого сообщения на слух. В условиях естественного речевого общения удельный вес этого вида речевой деятельности очень велик, если иметь в виду воздействие на современного человека таких средств массово ...

Профессиональная деятельность и личность педагога
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, созда­ние ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru