Методика разработки электронного учебного пособия по геометрии для 7-8 классов на основе информационного итегратора «Иерархия 2000»

Информация о педагогике » Определение возможностей и путей изучения геометрического материала с использованием компьютера » Методика разработки электронного учебного пособия по геометрии для 7-8 классов на основе информационного итегратора «Иерархия 2000»

Страница 1

В настоящее время школьный курс математики далеко отстаёт от математики как науки по уровню обобщённости знаний. Если в современной математике уровень обобщённости очень высок, то в школьном курсе математики он пока ещё весьма низок. Его повышение (в разумных пределах) приведёт к повышению информационной ценности изучаемых знаний, и также к резкому сокращению времени на их усвоение.

Следует особо отметить, что только на этом пути можно избавиться от пресловутой перегрузки учащихся, ибо общими понятиями современный школьный курс математики, не только не перегружен, но явно не догружен.

Основной особенностью современного подхода к работе школы состоит в том, что в центре внимания должен стоять ученик. Все педагогические средства должны быть ориентированы именно на расширение его возможностей в плане обучения, учета его особенностей, интересов, подготовке к жизни в мире, который стремительно меняется. Учебник и работа с ним должны помогать, содействовать в формировании всех сфер личности: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно- практической, экзистенциональной.

Анализ различных подходов по разработке и изданию учебников показал, что с учетом современного развития России и того, какие задачи решаются в системе образования, целесообразно предпринять попытку разработать электронные учебные пособия и педагогические средства для работы с ними, которые позволяют решать такие задачи:

· школьникам реально участвовать в выборе того, каким образом они будут изучать конкретную тему школьного курса математики;

· обеспечить возможность получать разные варианты помощи;

· знакомить школьников с перспективными направлениями использования компьютеров в разных областях человеческой деятельности;

· совместить работу школьника над темой программы с разносторонним изучением школьников;

· предложить школьникам не только большой набор упражнений для тренировки, но и специальный раздел, работая с которым они могут прослеживать свое продвижение, заблаговременно определить свой уровень подготовки и при необходимости провести работу по его улучшению;

· целенаправленно формировать такие важные умения, как работа с учебной и научной литературой, умения составлять задачи, систематизировать материал темы, рефлексировать изменения в учебной деятельности, разрабатывать алгоритмы решения задач, использовать аналогии и ассоциации, пользоваться помощью компьютера и др. [8]

Для определения состава разделов и структуры электронного учебного пособия разрабатывались различные модели отдельных тем учебника, цель которых обосновать состав элементов пособия и убедиться в том, что все элементы модели должны быть в ней представлены (необходимость состава) и не требуется добавлять новые элементы (достаточность элементов учебника).

В соответствии с Государственным образовательным стандартом разрабатываемое электронное учебное пособие по геометрии для 7-8 классов разбито на разделы:

1.

Основные фигуры планиметрии;

2.

Простейшие задачи на построение;

3.

Декартовы координаты. Оси координат.

Рассмотрение материала каждой части учебника предлагается начать с наглядной представления темы, из которой возможен аргументированный переход к традиционному изложению соответствующих разделов геометрии. Таким образом, отдельные темы оказываются встроенными в общую задачу в виде разветвляющихся модулей. Изложение материала разделов сопровождается как текстами теории, так и фрагментами демонстрационного характера, которые наглядно иллюстрируют изучаемый объект и изменения, происходящие с ним. По мере необходимости ученик может возвращаться к недостаточно усвоенному разделу.

Возможность многократной отработки тем ведет к закреплению полученных умений и навыков, использование встроенных модулей повышает уровень наглядности, что положительно влияет на усвоение учебного материала.

Разрабатываемое электронное пособие способствует более глубокому изучению геометрии, позволяет учащимся и учителям освоиться в новой образовательной среде "учитель—ученик—компьютер".

Согласно основным положениям преподавания математики в общеобразовательных учреждениях, рассматриваемых в первой главе дипломной работы, электронное учебное пособие разрабатывалось на основе существующего учебника Погорелов А.В. «Геометрия 7-11» (1990). При этом ключевые темы не были изменены, однако они не сохранили свою последовательность в представленной иерархии. Так как основная работа с терминами образовательной области в Информационном интеграторе «Иерархия-2000» происходит в режиме построения или редактирования древовидной структуры, то данное программное средство предоставляет пользователю возможность манипулирования терминами, собранными в специальном алфавитном списке (глоссарии), который формируется автоматически параллельно с конструированием или редактированием древовидной структуры. Дерево, содержащее в себе множество понятий и связей между ними, безусловно, представляет собой ту смысловую основу, которая должна быть доведена до учащегося в результате процесса обучения. Поэтому электронное учебное пособие должно строиться в строгом соответствии с подобными информационными иерархиями, отражать их структуру и смысловую подчиненность понятий. Это обстоятельство приводит к тому, что последовательность изложения тем и понятий, возможно отслеживать самому учителю на уроке, в зависимости от того как подготовлены к восприятию обучаемые и как продуктивно происходит обучение. Это отличительная положительная черта электронного учебного пособия, так как ни преподаватель, ни учащийся, обучающийся самостоятельно, не связан определенными рамками изучаемых тем.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Понятие целостного педагогического процесса
Педагогический процесс — это целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи, воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности. Можно сформулировать и т ...

Результаты опытно-экспериментальной работы по организации творческой деятельности учащихся
В Профессиональном училище № 79 осуществляется подготовка специалистов на уровне начального профессионального образования - по специальности «Оператор ЭВМ» на базе 9 классов средней школы. Освоение информационных технологий является составной частью профессиональной и общеобразовательной подготовки ...

Обучение просмотровому чтению
В зависимости от цели просмотрового чтения и степени полноты извлечения информации выделяют 4 подвида просмотрового чтения: Конспективное – для выделения основных мыслей. Оно заключается в восприятии только наиболее значимых смысловых единиц текста, составляющих логико-фактологическую цепочку. Рефе ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru