Традиционный способ решения задач кинематики и динамики в школьном курсе физики

Информация о педагогике » Векторные многоугольники в физических задачах » Традиционный способ решения задач кинематики и динамики в школьном курсе физики

Страница 1

Векторная запись многих уравнений физики более полно отображает соответствующие процессы и является более простой и компактной, поэтому она нашла свое применение в современном школьном курсе механики (пример тому - векторная форма записи законов и формул динамики). Векторная форма уравнений в сочетании с соответствующими рисунками раскрывает физическую ситуацию в задаче и предопределяет ее успешное решение. Однако, в процессе решения задач кинематики и динамики используют обычно проекции векторов (координатный способ).

В методической литературе по вузовскому курсу общей физике рекомендуется придерживаться следующего плана решения задачи кинематики:

1) рационально выбрать систему отсчета с указанием начала отсчета времени и обозначить на схематическом чертеже все кинематические характеристики движения (перемещение материальной точки за рассматриваемый промежуток времени, мгновенную скорость в конце и начале перемещения, ускорение и время);

2) записать кинематические законы движения для каждого из движущихся тел в векторной форме;

3) спроецировать векторные величины на координатные оси и проверить, является ли полученная система уравнений полной;

4) используя кинематические связи, геометрические соотношения и специальные условия, данные в задаче, составить недостающие уравнения;

5) решить полученную систему уравнений относительно неизвестных;

6) перевести все заданные величины в одну систему единиц и вычислить искомые величины;

7) проанализировать результат и проверить его размерность.

При решении задач в школьном курсе физики также приемлем данный алгоритм, причем в большинстве случаев пункт 2 опускается, и сразу записываются скалярные уравнения, включающие проекции рассматриваемых в задаче векторных величин.

Для решения задач по динамике общий алгоритм следующий:

1) выяснить, с какими телами взаимодействует движущееся тело, и, сделав схематический чертеж, заменить действие этих тел силами;

2) записать уравнение движения (второй закон Ньютона) в векторной форме;

3) спроецировать векторные величины на координатные оси (значительно облегчает решение задачи рациональный выбор расположения начала координат и направлений координатных осей);

4) если полученная система уравнений не является полной, составить недостающие уравнения, используя третий закон Ньютона, законы трения или законы кинематики;

5) решить полученную систему уравнений относительно неизвестных в общем виде и проверить размерность искомой величины;

6) сделать численные расчеты, проанализировать полученные результаты.

Если в задаче рассматривается движение нескольких тел, необходимо записать второй закон для каждого из них и учесть кинематические и динамические связи между ними (например, равенство ускорений тел, жестко связанных между собой, равенство сил действия и противодействия и т.д.).

При анализе задач и составлении уравнений, описывающих физические процессы и явления нужно хорошо знать, какие из величин, входящие в формулы физики, являются скалярными, а какие векторными.

Как видно из приведенных алгоритмов решения задач по кинематике и динамике, для вычислений чаще всего используют соответствующие уравнения в проекции на оси координат, поэтому возникает необходимость обучить учащихся преобразованию векторного уравнения в уравнения для проекций, т.е. прежде всего, выработать у них умение определять проекцию вектора на ось. Для этого полезно следующее алгоритмическое предписание:

1) изобразить вектор графически в избранном масштабе; указать на рисунке начало координат и координатную ось;

2) спроецировать на ось начальную и конечную точки вектора;

3) найти длину отрезка между проекциями этих точек на ось; если можно, выразить длину отрезка через модуль вектора;

4) обозначить наименьший угол между положительным направлением оси и направлением вектора; определить этот угол;

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Общее понятие патриотизма
Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижа ...

Обоснование методики коррекции осанки у умственно отсталых детей на занятиях ЛФК
Во время педагогического эксперимента проводились занятия по лечебной физической культуре два раза в неделю у УО детей 7-8 лет с применением экспериментальной методики коррекции осанки. Экспериментальная методика состояла из комплексов упражнений, направленных на формирование правильной осанки, кот ...

Социально-профессиональная адаптация молодежи
Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru