Проектирования урока в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Страница 1

Чтобы создать проект урока, учителю нужно:

1) определить результат урока в виде формируемой детской способности (дети должны открыть для себя новый способ действий; обнаружить, что они умеют работать каким-то способом, и осмыслить, когда и как они его применяют; научиться работать каким-то способом быстрее и четче и т. д.);

2) определить, представить, с какого уровня этой способности у детей начнется проектируемый урок. Это сделать не всегда просто. Часто учителю, как любому взрослому, кажется, что есть вещи, которые понятны всем. Придя на урок, он с удивлением обнаруживает, что самые ясные и простые вещи дети воспринимают как-то иначе или не понимают вовсе;

3) отобрать задания из УМК, используя описание заданий, программу и примерный тематический план. Это нужно делать, определяя примерное время, необходимое детям на выполнение заданий (с учетом тех или иных видов работы). Так, вырезание или наклеивание отнимает много времени, закрашивание кружочков в учебнике-тетради — мало. На один урок может хватить одного задания, а на другой может потребоваться четыре-пять. При отборе заданий мера самостоятельности учителя в подборе материала может быть разной. Если новый способ действия только вводится, то учителю желательно по возможности точно следовать тексту задания в методическом пособии (УМК), если же идет отработка уже понятого детьми способа действий, то учитель может выстраивать свою последовательность заданий или привлекать другой материал, разрабатывая задания самостоятельно;

4) предусмотреть в проекте урока основные логические моменты урока (то, что меняет вид или направление деятельности детей), где возможны различные варианты дальнейшего развития событий; таких точек в среднем бывает 5-7. Эти моменты должны быть детально продуманы, варианты спроектированы, в т.ч. нужные вопросы или указания, которые необходимо точно сформулировать и записать дословно;

5) продумать, что будут делать дети на протяжении логических отрезков урока (обсуждать нечто, выполнять действия в рабочей тетради, рассматривать объекты наблюдения, проверять работу соседа и т.д. и т.п.). Такие виды работы должны сменять друг друга, при этом преимущество нужно отдать работе руками. Даже когда составляется схема, пусть ее каждый пробует составить или срисовать с доски. Для каждого такого отрезка учитель должен решить вопрос о форме выполнения (общеклассная дискуссия, работа в группе, работа в паре, самостоятельная работа), вопрос о необходимых материалах, вопрос о форме предъявления-непредъявления результата;

6) предусмотреть и наметить, в какие моменты нужно проверить, контролируют ли дети то, что они делают (приготовить «ловушки», организовать само- и взаимопроверку). Также важно заранее наметить моменты оценки (хотя часто они случаются непредсказуемо): когда, что, кого, кто, по каким критериям, будут ли критерии обсуждаться и пр.;

7) предусмотреть на каждом уроке рефлексивные моменты: подведение детьми итогов работы, оценку настроения, постановку целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр. Таких моментов не может быть много, каждый из них не должен длиться более 1 минуты, и они не должны иметь характер шаблонного повторения или ритуалов.

Для того, чтобы эффективно реализовать свой проект урока, учитель должен:

корректировать его по ходу урока в соответствии с пониманием и продвижением детей. Другими словами, действуя, учитель ориентируется прежде всего на то, что происходит с детьми (как меняется их понимание, какие заблуждения или знания препятствуют или, напротив, способствуют продвижению), и лишь во вторую очередь на свой замысел. Однако конечную цель урока учитель удерживает в сознании постоянно;

в ходе урока соотносить свою активность (прежде всего, речевую) и активность детей. Если вопрос задан, то учитель терпеливо ждет ответа столько, сколько требуется детям. Учитель ни в коем случае не должен повторять слова детей! Если они произнесены тихо, можно попросить повторить громче, а других — прислушаться. Небольшие (1-3 минуты) рассказы учителя могут присутствовать в ходе урока, но основной разговор ведут дети;

всегда обращать внимание на адресованность вопроса ребенка или высказываемого им соображения (либо классу, либо — возражение или одобрение— другому ребенку, либо учителю — таких обращений не должно быть много). Нужно приучать детей поворачиваться лицом к собеседнику или классу, называть собеседника по имени;

стараться избегать оценок личности и работы детей. Учитель соглашается или корректирует самооценку и взаимооценки детей. Он обращает внимание детей на их достижения, особенно на достижения тех детей, которым что-то дается с трудом и которые прикладывают к этому усилия. При этом дети должны чувствовать доброжелательность и спокойный настрой учителя по отношению ко всем. Урок может считаться удавшимся, если: реализован замысел урока (то есть достигнут за планированный сдвиг в способах работы детей), даже если спроектированный ход урока нарушен; этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжать это занятие.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Педагогическая концепция
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широку ...

Формирование технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной и разнообразн ...

Роль театрального искусства в формировании эстетической культуры личности
Современная жизнь выдвинула по отношению к человеку комплекс требований, внутри которого одно из важнейших мест принадлежит эстетической грамотности. Эстетически осваиваемый человеком мир состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: эстетическое в объективной действительности; субъектив ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru