Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики

Информация о педагогике » Народная педагогика Дагестана в социально-педагогической работе » Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики

Страница 3

В народной педагогике наиболее полную характеристику человеческому облику дает само слово «человек» в различной фонетической интерпретации у различных народностей Дагестана: «гIа-дан» (авар.), «инсан» (лезг.), «адам» (дарг.) и т. д.

Слово «человек» у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятий как «гуманность», «порядочность», «человечность». Этим самым народ как бы заложил стержневую основу народной педагогики, гордое имя «человек» сделал ключом воспитательного процесса. Очень удачно выразил методику такого воспитания народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: Горец клянется: «Человеком родился — человеком умру!»; Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком»; Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня»; Осуждение горцев: «Не тратьте на него слова. Он же не человек»; Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека»; Пожелание горцев: «Стань человеком».

Реализация целей воспитания человека создала в народной педагогике средства, в которых сконцентрировался положительный опыт личностей, семей, родов и народов. Среди таких средств и многочисленные формы словесного воздействия на сознание: имена, колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки, предания, легенды, эпос и другие. Воплотившись в мудрую речь народных воспитателей (сказителей, ашугов, аксакалов, шаиров, юмористов, острословов), словесные средства выполняют важную воспитательную роль. Они в первозданном виде отражают самобытные народные традиции и обычаи, методы и приемы народного воспитания, в них показаны идеальные образы совершенства, пути достижения благородных задач воспитания. Как точно подметил профессор Агаев А. Г.: «Утверждение в каждом из советских людей сына своего народа - русского ли, лезгина ли, якута ли - идет через приобщение к родному фольклору».

Посредством родного слова народная педагогика из глубины столетий донесла до нас примеры, выражающие немеркнущий и оригинальный «дар полководца, ум, мужество, огромную физическую силу» руководителя антиколониального, освободительного движения в Дагестане Шамиля, решительность, отвагу и военный талант Хаджи-Мурата, высокую преданность народу, родной земле, ненависть к врагам Отчизны, простоту и человечность легендарных народных героев Шарвили, Хочбара, горянки Парту-Патимы; геройство безымянного юноши, превратившегося в скалу («Каменный мальчик»), удивительную естественную красоту Камалил-Башира; ум народных острословов Моллы-Насреддина, Заялал-Киши, Кара-Гаши, Акул-Али, искреннюю, кристально чистую любовь Анхил-Марин, Стал Саяд и многое другое.

Важнейшим средством народной педагогики является труд. Ярким показателем дагестанского трудового, искусств а стали изделия народных мастеров. Кубачинские златокузнецы, табасаранские и лезгинские ковровщицы, унцукульские мастера по насечке на дереве, испикские и балхарские гончары, губденские сапожники и вязальщицы, цумадинские и" андийские бурочники унаследовали изумительное мастерство своих предков. Изделия дагестанского мастера вышивки золотой и серебряной нитью Тамары Муркелин-ской (1899 г.), золотые насечки по кости и металлу граверов и монтировщиков Гаджи Абдуллы и Абдурахмана Гаджихаликовых, Гаджи Ибрагимова, Омара Шахшаева (1918 г.), резьба по камню Селима Кадиева из Табасарана, керамическая посуда сулевкентских мастеров А. Вишкаева и М. Юсупова, «деревянные шкатулки и оригинальные табуретки, цельно вырезанные кувшины, подносы» и т. д. были удостоены золотых и серебряных медалей на выставках Парижа, Петербурга и Тбилиси.

Значительную роль в формировании подрастающих поколений играют народные игры и танцы. Анализ содержания многочисленных дагестанских игр позволяет выделить игры, направленные на умственное и физическое развитие, формирующие высокие нравственные качества, дающие определенный комплекс трудовых навыков, раскрывающие красоту человека, природы животного и растительного мира и т. д.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Основные труды по проблемам самовоспитания
Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над с ...

Классификация игр. Виды и функции игр
Попыток классификации игр немало. Большинство из них либо интуитивны, либо делаются на конкретно собранном материале игр, специально “под этот” материал. Можно принять за аксиому общепринятый подход делить все игры детей на три большие группы: - игры с готовыми “жесткими” правилами; - игры “вольные ...

Личностно-ориентированные педагогические технологии
Разработка теории личностно-развивающего обучения связана, прежде всего, с идеей гуманизации образования. Эта задача стала сознаваться лишь к концу 90-х гг. XX в., когда стало ясно, что обучение не может быть основано лишь на тех принципах, кото­рые ориентируют только на психическое развитие челове ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru