Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики

Информация о педагогике » Народная педагогика Дагестана в социально-педагогической работе » Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики

Страница 1

Дагестанская народная педагогика - это часть огромного педагогического опыта, выработанного на протяжении тысячелетий народами страны и мира. Многие традиции обучения, направленные на развитие человека, а также обычаи народностей Дагестана своими корнями уходят в глубокую древность. Сегодня есть верные сведения о том, что в каменном веке в различных точках Дагестана (Буйнакск, Чох, Ругуджа, Тарнаир, Геджух) функционировали «специальные мастерские по выделке каменных орудий», где «среди материалов имелись плоские топоры, отбойники, молотовидные и клиновидные орудия, посредством которых человек мог уже строить себе жилище и обрабатывать землю». Эти и другие археологические находки, относящиеся к эпохам меди, бронзы, раннего железа и к более поздним периодам развития, говорят о стремительном формировании созидательной мысли, опыта и культуры у народов древнего Дагестана. Естественно, ведущей нитью в развитии могло быть только самосовершенствование наших предков, накопление, обогащение и передача ими положительного опыта последующему поколению.

Что касается воспитания, то в условиях первобытного общества, как везде, так и в Дагестане, оно ограничивалось простым усвоением житейских правил, передачей жизненного практического опыта старшего поколения младшему. Знания, навыки и взгляды, связанные с воспитанием, были ограниченными.

Под влиянием географических, исторических и социально-экономических условий развития общества суть и содержание воспитания претерпевали изменения.

Народы Дагестана жили в нелегких условиях. Еще тысячу лет назад (в X веке) арабский ученый и путешественник Аль-Масуди, попав в удивительную страну (Грузию и Дагестан), писал, что страну эту населяют семьдесят племен и народов, у каждого племени — свои обычаи, своя речь, свой царь. В этих горах есть долины, ущелья и лощины, населенные народами, не имеющими связи между собой по причине суровости местности». По своему естественно-географическому положению Дагестан всегда был, да и считается сейчас самой суровой и труднодоступной частью Кавказа, Как отмечает Г.-А. Д. Даниялов, « .дагестанские горы не создавали условий для легкой, обеспеченной жизни. Земельная теснота, невозможность удовлетворить элементарные жизненные потребности обрекали население области, особенно ее горной части, на полуголодное существование. На суровых бесплодных склонах каждая горсть зерна добывалась тяжелым, упорным трудом, каждый кувшин воды стоил больших усилий. Жизнь давалась неустанным трудом, который вырабатывал у населения силу, твердость, настойчивость и умение переносить лишения».

Суровые климатические условия гор, крайняя ограниченность земельных угодий привели к возникновению и развитию домашних промыслов, где в процессе труда решались задачи не только профессионального обучения, но и воспитания. Детей с малых лет учили: в плоскостных районах — изготовлению шерстяных и шелковых тканей, в предгорье — ковроделию и производству орудий из дерева, в горной части - изготовлению изделий из шерсти, золотых и гончарных изделий, выделке кожи и т. д. Большим тормозом в народном воспитании на протяжении веков было господство таких реакционных обычаев, как неравноправное положение женщины в обществе, взгляд на дочь как на будущего члена другой семьи, продажа девушек за калым, беспрекословная покорность имущим и старшим, запугивание детей «джинами», «шайтанами», применение вредных методов воспитания (физических наказаний, побоев, окрика, угроз, проклятий), недостаточное участие отцов в воспитании и уходе за малолетними детьми, запрет на искусство изображения человека, покорность судьбе и другое.

Однако ни нашествие внешних врагов, ни угнетение, ни реакционное влияние господ не смогли препятствовать рождению народной, человечной по своей сути педагогической мысли. Напротив, лишения вынуждали малочисленные народы формировать в себе высокие нравственные качества. Как верно подметил академик Г. Н. Волков: «Одно дело цель воспитания детей трудящихся, ставившаяся господствующими классами, и педагогические устремления их представителей, другое дело — реализация этой цели и результат организованной господствующими классами «воспитательной деятельности». Трудящиеся никогда не оставались только пассивными созерцателями воспитания их детей. Порою самовоспитание народа оказывалось более эффективным, чем организованное господствующими классами воспитание».

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
Нередко в популярных и методических пособиях психологическая готовность рассматривается независимо от физиологического и социального развития ребенка и представляется как набор отдельных изолированных психических качеств и свойств. На самом деле такое разделение очень условно. В реальной жизни (в т ...

Восприятие художественного объекта
В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще­ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо­ции и т.д. Именно полифония человеческой пси­хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возм ...

Музыка и ее использование в жизни человека
Как указывал французский философ Э. Шартье: «Своим существованием музыка побуждает нас искать смысл внутри себя .». Целью музыкального искусства является достижение равновесия тела и духа человека, воздействие музыки не только на духовное, психическое, но и физическое состояние человека. Использова ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru