Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики

Информация о педагогике » Народная педагогика Дагестана в социально-педагогической работе » Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики

Страница 4

Удивительно мудрую педагогическую направленность имеют дагестанские народные танцы. В их содержании, манере исполнения, даже в самих названиях ощущаются довольно тонкие приемы, формы и методы воспитания.

Огромное значение придает народная педагогика родной национальной музыке, доброй мимике, уместной жестикуляции, темпу и тону речи, стилю общения и т. д. Все это, к сожалению, до сих пор обойдено вниманием, мало изучено. Глубокое и всестороннее познание этого бесценного материала положительно отразилось бы на совершенствовании воспитания подрастающего поколения.

Важная роль принадлежит в народной педагогике общественному мнению. Оно является для народа изустным распространителем достигнутого педагогического опыта. Общественное мнение всегда «поддерживало и поддерживает необходимые для ратного труда свойства отваги, мужества, силы, достоинства, презрения к смерти. В фокусе общественного мнения постоянно фигурируют любовь к человеку, к народу, к родине, коллективизм, дружба, стойкость в борьбе с трудностями суровой природы. Трезвое общественное мнение трудящихся масс (а таким мнением у народа считается целостное мнение морально устойчивых, общественно значимых, джамаатом признанных, уважаемых личностей, образцовых семей и родов) всегда было верным путеводителем для каждого индивида, семьи, рода и народа. «Слово джамаата сильней, чем сабля героя», — говорят в Дагестане. Именно о значимости общественного мнения говорят такие дагестанские афоризмы, как: «Кто не с людьми, тот словно не родился. Гора не нуждается в горе, а человеку без человека не быть. Сабля народа рубит, если даже она из войлока. Сила жизни в дружбе. Для народа нет смерти. Кто один, тот связан, кто со всеми — волен. Одно дерево не сад, один камень не стена».

Как бы объединив важнейшие педагогические требования к человеку, народ изустно назвал их «Законом гор». Закон требует человеческой верности родине и народу, мужества и честности в борьбе и труде. «Пусть мать лучше умрет, чем родит труса. Храбрец умирает раз, а трус тысячу раз. Предавший аул, да будет сожжен в ауле. Лучше слепота, чем бесчестие. С родной земли умри - не сходи. Чем без чести жить-корпеть, лучше с честью умереть» и т. д. - гласят народные (общественные) изречения.

Общественное мнение выработало моральный кодекс горцев, нормы поведения горского мужчины, горянки, воинские принципы, правила гостеприимства, взаимопомощи и многое другое, каждый из которых заслуживает быть объектом отдельного исследования и широкого осмысления.

Общественное мнение трудящихся осуждало зазнайство, обман, воровство, тунеядство, лень . «Зазнайку посади на коня, он и человека не узнает», «Речь светлая, сердце черное — жди обмана», «Вранье — штука куцехвостая, воровство — криволицее, а обман — коротконогий», — говорят в народе.

От того, как люди соотносят свои повседневные поступки со здоровым общественным мнением, во многом зависит эффективность не только воспитания, но и авторитет каждого индивида, семьи, рода и аула. Об этом следует помнить нашим педагогам-воспитателям, родителям, тогда и возникает желаемое единство положительных взглядов и действий семьи, школы и общественности в деле воспитания детей.

Страницы: 1 2 3 4 

Педагогические заметки:

Работа с молодежью как способ решения проблем молодежной субкультуры
В современной России проблемам такой многочисленной группы как молодежь уделяется с каждым годом все большее внимание. В настоящее время в России четвертая часть жителей находятся в возрасте от 14 до 29 лет. При этом Удмуртия не исключение. По последним данным в республике проживает 414990 человек, ...

Обучение как сотворчество учителя и ученика
Преподавание — один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обу­чения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функциониро­вать только в результате тесного взаимодействия с обу­чаемым как в непосредственной, так и опосредован ...

Методика эстетического воспитания в ВУЗе
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и молодого человека по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru