Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики

Информация о педагогике » Народная педагогика Дагестана в социально-педагогической работе » Исторические условия развития и становления дагестанской народной педагогики

Страница 4

Удивительно мудрую педагогическую направленность имеют дагестанские народные танцы. В их содержании, манере исполнения, даже в самих названиях ощущаются довольно тонкие приемы, формы и методы воспитания.

Огромное значение придает народная педагогика родной национальной музыке, доброй мимике, уместной жестикуляции, темпу и тону речи, стилю общения и т. д. Все это, к сожалению, до сих пор обойдено вниманием, мало изучено. Глубокое и всестороннее познание этого бесценного материала положительно отразилось бы на совершенствовании воспитания подрастающего поколения.

Важная роль принадлежит в народной педагогике общественному мнению. Оно является для народа изустным распространителем достигнутого педагогического опыта. Общественное мнение всегда «поддерживало и поддерживает необходимые для ратного труда свойства отваги, мужества, силы, достоинства, презрения к смерти. В фокусе общественного мнения постоянно фигурируют любовь к человеку, к народу, к родине, коллективизм, дружба, стойкость в борьбе с трудностями суровой природы. Трезвое общественное мнение трудящихся масс (а таким мнением у народа считается целостное мнение морально устойчивых, общественно значимых, джамаатом признанных, уважаемых личностей, образцовых семей и родов) всегда было верным путеводителем для каждого индивида, семьи, рода и народа. «Слово джамаата сильней, чем сабля героя», — говорят в Дагестане. Именно о значимости общественного мнения говорят такие дагестанские афоризмы, как: «Кто не с людьми, тот словно не родился. Гора не нуждается в горе, а человеку без человека не быть. Сабля народа рубит, если даже она из войлока. Сила жизни в дружбе. Для народа нет смерти. Кто один, тот связан, кто со всеми — волен. Одно дерево не сад, один камень не стена».

Как бы объединив важнейшие педагогические требования к человеку, народ изустно назвал их «Законом гор». Закон требует человеческой верности родине и народу, мужества и честности в борьбе и труде. «Пусть мать лучше умрет, чем родит труса. Храбрец умирает раз, а трус тысячу раз. Предавший аул, да будет сожжен в ауле. Лучше слепота, чем бесчестие. С родной земли умри - не сходи. Чем без чести жить-корпеть, лучше с честью умереть» и т. д. - гласят народные (общественные) изречения.

Общественное мнение выработало моральный кодекс горцев, нормы поведения горского мужчины, горянки, воинские принципы, правила гостеприимства, взаимопомощи и многое другое, каждый из которых заслуживает быть объектом отдельного исследования и широкого осмысления.

Общественное мнение трудящихся осуждало зазнайство, обман, воровство, тунеядство, лень . «Зазнайку посади на коня, он и человека не узнает», «Речь светлая, сердце черное — жди обмана», «Вранье — штука куцехвостая, воровство — криволицее, а обман — коротконогий», — говорят в народе.

От того, как люди соотносят свои повседневные поступки со здоровым общественным мнением, во многом зависит эффективность не только воспитания, но и авторитет каждого индивида, семьи, рода и аула. Об этом следует помнить нашим педагогам-воспитателям, родителям, тогда и возникает желаемое единство положительных взглядов и действий семьи, школы и общественности в деле воспитания детей.

Страницы: 1 2 3 4 

Педагогические заметки:

Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы
Опытно-экспериментальная работа по организации внеклассной работы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников (2-й класс) проводилась в период с сентября 2008 года по май 2009 года на базе Саломатинской средней школы. Исследованием были охвачены дети младшего школьного возраста (1 ...

Работа по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков
Цель: апробировать комплекс мероприятий по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков. Задачами комплекса мероприятий были: 1) Содействовать формированию умений у гиперактивных подростков контролировать свои эмоции; 2) Развивать коммуникативные умения, умения взаимодействия, беско ...

Проверка эффективности методики коррекции осанки у умственно отсталых детей 7- 8 лет на занятиях ЛФК
На этапе констатирующего эксперимента у УО детей 7-8 лет, при помощи тестовой карты, определялось нарушение осанки. В результате чего были получены следующие данные: нормальная осанка была выявлена у - 40% детей, незначительные нарушения - 50%, и выраженные нарушения - 10% детей рис.1. Рис.1 Виды н ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru