Анализ этнографических источников, устного народного творчества, педагогического содержания многих традиций, а также изучение материалов по истории Дагестана, позволяют утверждать, что за много веков своего существования народности Дагестана накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали великолепные обычаи, традиции, в которых аккумулирован созидательный, творческий опыт масс, а также формы, методы и приемы воспитания человека. У дагестанцев сложились свои представления о жизненно важных знаниях, умениях и навыках, о физической закалке, о труде и любви к природе и т. д.
Выдающимся качествам горцев удивлялись многие. Весьма положительно отзывался о величавости, крепком телосложении, приветливости, умеренности в еде, о мужестве и воинственности худощавых горцев отец медицины Гиппократ, побывавший на Кавказе 2300 лет тому назад. Особое внимание обратил Гиппократ на трудолюбие и свободолюбие горцев, постоянное занятие физическим трудом. Память народа запечатлела в исторической песне высказывание одного из самых жестоких средневековых завоевателей Тамерлана о поразительном мужестве и отваге горянки, героини XIV века, Парту-Патимы: «Вселенная клич мой услышала бранный. Пленял я царей, завоевывал страны, но вижу впервые отряд пред собой, за девушкой-воином скачущий в бой».
Высокую характеристику военным дарованиям горцев дал Пётр I: «Если бы этот народ имел понятие о военном искусстве, тогда ни одна нация не была бы в состоянии взяться за оружие против него».
Заслуженное признание получило трудолюбие горцев Дагестана. «Лезгины имеют весьма мало пашен и лугов, - отмечал П. Граббе. - Террасы эти обрабатывают весьма тщательно; по бокам они усажены фруктовыми деревьями и виноградными лозами, середина засевается кукурузой, которая у них заменяет другие хлебные растения . Нельзя не изумляться этими вековыми работами многих поколений, которые трудами своими превратили огромные голые скалы в пашни и сады». Не менее восторженные отзывы даны и таким качествам дагестанцев, как умственное развитие, смекалка, физическая сила, выносливость, способность создавать и беречь красоту и многое другое. И военные, и трудовые, физические и эстетические качества народа есть не что иное, как результат огромного кропотливого труда старших поколений по реализации главной цели народного воспитания — формированию настоящего человека: семьянина, наследника и гражданина, хранителя и продолжателя добрых традиций семьи, рода и своего народа.
«Будь человеком!» - такое короткое, но весьма емкое требование выдвигают перед ребенком, как только он начинает понимать. Под словом «человек» горцы подразумевают образцового носителя определенного кодекса морали и этики поведения в обществе.
Это представление человека гор о чести, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом, народом. В народной педагогике существует целый комплекс правил добропорядочности человека, сформирован статус порядочной личности, семьи, рода, джамаата, народа. Это должен постичь каждый независимо от пола и социального положения в обществе. Игнорирование человеком хотя бы одного из этих правил влечет за собой потерю уважения к нему как личности.
Безусловно, представление о человеке и человечности, как и многое другое, в процессе становления общества не было тождественным у его членов. Господствующие классы, иноземные поработители царские чиновники, местные дагестанские феодалы, уздени, ханы и нуцалы видели человечность, воспитанность простого народа только в беспрекословном их повиновении имущим, нередко общественно признанные простые нормы человечности (честь, совесть, гуманность, благородство, преданность народу и другие) трактовались ими по-своему.
Но народ — творец и созидатель, хранил в своей памяти только здоровое, жизненное начало человечности. Как говорил Расул Гамзатов: «Есть периоды господства князей, ханов, шамхалов, порою умных и энергичных, но больше злых и подлых, но не они делают историю и двигают ее. Трудящиеся массы — им принадлежит и прошлое, и настоящее, и будущее».
Педагогические заметки:
Динамика развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с
нарушениями зрения по результатам контрольного эксперимента
С целью выявления результативности проведенных мероприятий по развитию мыслительных операций
у детей 6–7 лет с нарушениями зрения был проведен контрольный срез. Задачи контрольного этапа эксперимента: 1. Установить уровень мыслительных операций
у детей 6–7 лет с нарушениями зрения после формирующег ...
Сущность деятельности педагога дополнительного образования в области
профессиональной ориентации школьников
В настоящее время система профориентационной работы педагога дополнительного образования включает в себя деятельность по следующим направлениям: 1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию. 2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная н ...
Детский рисунок — как средство образного отражения жизненных впечатлений
Детская изобразительная деятельность дошкольника при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл. Не всякий рисунок представляет собой художественный образ. Предназначенный для передачи информации рисунок должен б ...